Как родителям помочь написать сочинение для ребёнка в школу?
Что делать, если у ребёнка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребёнка писать сочинение?
Почему родителям? А кому приходиться, обычно в последнюю ночь, спасать от этого самого сочинения своего ненаглядного малыша? Но не забудьте: научить ребёнка писать сочинение необходимо, хотя бы потому, что это развивает умение работать с информацией и вразумительно излагать свои мысли.
Поэтому не нужно писать вместо ребёнка. Необходимо писать вместе с ребёнком. Чтобы этот творческий союз принёс плоды, взрослому необходимо владеть как минимум азами написания сочинений, которыми в ходе совместной работы он будет делиться с малышом.
Итак, ваш ребёнок, виновато глядя в пол, бормочет что-то вроде «помоги, потому что не получается и времени осталось до завтра…», а в руках у него листочек, на котором написана тема сочинения. Что делаете вы? С ужасом понимаете, что это произведение давным-давно забыто, а, может, и не читано…«О, всемогущий интернет!» — врывается мысль, после переворота домашней библиотеки и прочтения критики данного произведения в учебнике ребёнка.
Помните о том, что сочинение — это не пересказ текста. Сочинение вроде курсовой или дипломной работы — мысль должна быть своя, но в то же время устраивать преподавателя. Поэтому расспросите малыша о том, что говорил учитель о том или ином герое, событии, пока разбирали произведение. Уточните тип (вид) сочинения и рекомендации по написанию: объём работы, количество частей, необходимость высказать свою точку зрения и так далее. Пусть ребёнок вкратце перескажет прочтенное.
А если не читал? Придётся работать с критикой (желательно нескольких авторов) и сочинениями из интернета. Не забудьте чужие мысли перефразировать в соответствии со стилистикой речи вашего ребёнка. Для этого читайте малышу выбранные предложения, а он пусть пересказывает их своим языком.
Ещё лучше из фраз нескольких авторов составить своё предложение и полученное «перевести» на детский язык. А если весь этот «микс» сдобрить, возникающими по ходу, своими мыслями и цитатами из текста, подтверждающими правоту ваших суждений, получиться нечто даже приличное. Если ваши старания не дотягивают до нужного количества страниц, то просто «подлейте воду», слегка отойдя от темы. Большое сочинение с «водой» выглядит выигрышнее, чем маленькое, но по существу.
А теперь давайте заострим внимание на основных моментах этого творческого процесса.
Содержание статьи:
- Тема сочинения – с неё все и начинается
- Сочинение надо начинать писать с конца
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Поздравляем! Сочинение, вроде бы, готово
Тема сочинения – с неё все и начинается
Один из основных критериев оценки сочинения — полнота и глубина ответа на содержащийся в теме вопрос. Прежде чем начать писать, необходимо осознать, о чём или о ком пойдёт речь.
Полезно будет поднести тему в виде вопроса, на который нужно найти ответ. После того как с темой разобрались, «пробежались» по тексту, определились в какой последовательности будете анализировать произведение «всплывает» ещё одна проблема. Дело в том, что сочинение зачастую состоит из трёх частей:
- — введение,
- — основная часть,
- — заключение.
С основной частью всё понятно, с заключением, вроде бы, тоже. Что же писать во введении? Но обо всём по порядку.
Сочинение надо начинать писать с конца
Вы удивлены? Судите сами. При осмысливании темы вы уже определили «кто есть кто?» и «что из этого получилось?», иными словами итог уже известен. Если ваша тема «Проблема…», а сформулированная в вопрос она звучит «В чём проблема…?», то ответ понятен: «В этом, в этом и в этом».
Поэтому, начав с заключения, вы точно определите, к чему должны подвести своё рассуждение в основной части. А по итогам кульминации и развязки своего творения вы запросто анонсируете во вводной части о чём же пойдёт речь.
Учтите и то, что начало и конец человек запоминает лучше, чем середину — заинтересуйте началом, а в конце сделайте логический вывод.
Введение
Само слово «введение» подсказывает что нужно ввести в основное содержание сочинения и подготовить к формулировке проблемы. Не бойтесь вводной части — она уже известна, так как, начинали писать с конца, а значит, знаете о чём пойдёт речь.
Иными словами введение – афиша предстоящего повествования. Для примера вспомните визит или звонок в какую-либо службу («скорая», коммунальщики…). Вы представляетесь, называете адрес, формулируете проблему (высокая температура, прорвало канализацию…), а потом уже ведёте разговор (основная часть) поясняете обстоятельства, отвечаете на вопросы.
Но можно начать с проблемы: «Проблема отцов и детей всегда была…, но давайте посмотрим на неё… Этой проблеме и посвящается…», «Своеобразие русского народа по настоящее время связано с …», «Учёные утверждают, что проблемы…», «Смысл существования давно бередит умы…», «Так в чём же заключено видение проблемы…?», «Детство Чехова проходило… Не случайно в своём произведении он упоминает…» или подберите цитату, непосредственно связанную с проблемой текста и начните с неё.
Удачный эпиграф сделает ваше вступление более эффектным, но не огорчайтесь, если ничего не подберёте — наличие эпиграфа считается необязательным. Оформляется же он без кавычек. Ниже справа помещается ссылка на автора (фамилия и инициалы) в конце которой точка не ставится.
Основная часть
В основной части раскрывается содержание темы. Это самая большая часть сочинения. Она должна содержать примеры из произведения, уместны будут небольшие (по 2 — 3 предложения) цитаты для подтверждения ваших рассуждений. Для более глубокого анализа можно провести параллель между примерами исторических событий, литературных произведений, из жизни выдающихся людей и из обыденной жизни. Стремясь к полноте и точности необходимо выбирать только те эпизоды, события, которые способствуют развитию темы сочинения.
Цитаты из критики можете использовать в качестве дополнительного материала для подтверждения собственных тезисов, рассуждений. Но будьте осторожны! Именно само произведение, а не литературно-критические статьи о нём, должно стать основой рассуждений. Помните, что ваше сочинение изначально строится на кратком содержании произведения, критике и чужих сочинениях (это в случаях «не помню» и «не читал»).
Заключение
Заключение — вывод из всего вами написанного, обобщение. Оно придаёт размышлению законченный вид, показывает, для чего же написано сочинение, отвечает на вопрос: «Что в итоге получилось?» и не противоречит идее основной части, а наоборот, вытекает из неё.
Помните о приёме написания сочинения с конца, позволяющем добиться органичной связи с основным текстом и введением. В заключении вы можете:
- — обобщить основные мысли автора («Автор в своём произведении показал нам, что…»),
- — задать вопрос («Так быть или не быть и есть ли жизнь на Марсе?»),
- — обратиться с призывом («Задумайтесь: если каждый сделает кормушку в своём дворе, насколько легче будет птицам зимой?»),
- — использовать цитату из другого источника, точно отражающую позицию автора произведения, по которому вы пишете сочинение.
Прочтите, что получилось, обращая внимание на:
- — взаимосвязь и плавный переход между частями, абзацами и предложениями;
- — полноту раскрытия темы;
- — речевые ошибки (употребление слова не в том значении, неоправданный повтор слов, употребление слов без которых можно обойтись);
- — орфографические, пунктуационные, синтаксические ошибки;
- — выделение каждой части абзацами.
Поздравляем! Сочинение, вроде бы, готово
Прочтите его вслух ребёнку, а затем пусть он прочтёт его вам. Если есть ещё кто из взрослых — пусть и он вам почитает. Это поможет услышать повторы, нелогичности и другие вещи, режущие слух.
Отложите сочинение хотя бы на час и посмотрите на него свежим взглядом. Конечно, отложить лучше до утра, но в этом случае вы рискуете опоздать на работу, а малыш — в школу. Откорректируйте (если нужно). Готовое сочинение можно переписывать.