Общение с ребёнком: неудачи в общении, как избежать, советы
Коммуникативные неудачи в общении «родитель-ребёнок». Как их избежать
Как невротическое общение срывает коммуникацию с ребёнком? Какие ситуации можно отнести к возможным причинам срыва коммуникации между родителями и детьми? Каким правилам построения внутрисемейного общения должны следовать родители?
Родители не могут заниматься воспитанием собственных детей и при этом обходиться без коммуникации с ними. Только оставаясь для детей благодарными слушателями, проявляющими терпение и внимание, постоянно выстраивая мосты коммуникации с ними, мы можем узнать об их переживаниях, проблемах. Но если взрослый будет говорить о своём, а ребёнок о своём, то будучи собеседниками, они не пересекутся (тематически, эмоционально), поскольку не найдут точек соприкосновения, подобно двум параллельным линиям.
Об успешной коммуникации принято говорит в том случае, если люди поняли друг друга и дали адекватную реакцию на полученную информацию. Родители ошибочно полагают, что их дети в любой ситуации согласятся с ними, послушаются или хотя бы поймут.
В реальности так бывает не всегда, и зачастую дети только делают вид, что согласились, доверились или даже поняли. Это примеры неудачной коммуникации. Виновниками в срыве общения всегда выступают взрослые.
Приведём примеры невротического общения, которое выступает причиной срыва коммуникации с ребёнком.
- — Родители ставят превыше всего свою точку зрения, относительно предмета разговора, при этом не берут во внимание мнение ребёнка, не соглашаются с ним.
- — Родители разговаривают исключительно на темы, значимые только для них самих; при возникновении по ходу разговора тем, интересных чаду, предпринимается попытка перевести разговор в нужно им русло.
- — Взрослые берут во внимание личный опыт, свои чувства и эмоции, демонстрируют собственное восприятие обсуждаемой темы, и при этом не допускают мысли, что дети способны чувствовать и переживать одно и то же событие иначе, как и иметь свою точку зрения и восприятие насущной проблемы.
- — Со стороны взрослых идёт отрицание чувств и переживаний своего чада, мало того, они стараются пристыдить малыша за излишнюю эмоциональность: «Ты капризничаешь, как девчонка. Даже расстраиваться не стоило из-за этой ерунды».
- — Родителей сложно переубедить в чём-либо, поэтому доводы собственного ребёнка не принимаются во внимание.
- — Взрослые, уверенные в собственном артистизме, выстраивают рассуждения полные драматизма и театральности, любуясь только собой. Поглощённые собственным выступлением они совсем забывают о чувствах собеседника.
К возможным причинам срыва коммуникации между родителями и детьми также можно отнести следующие ситуации.
- У участников коммуникации возникают сложности с выстраиванием межличностных отношений в целом.
- Ребёнок боится взрослого. Только в том случае, если у ребёнка будет отсутствовать страх перед взрослыми, состоится коммуникация, в противном случае об общении здесь не придётся говорить, но исключительно о подавлении и унижении личности.
- Грубость родителей в отношении детей, которая способна свести на нет любое общение, и подавить личностный рост чада.
- Родители отдают бесчисленное количество приказов и команд, несущих явный или скрытный подтекст неуважения к ребёнку, признание его бесправности перед взрослыми.
- Запугивание детей, постоянный контроль и не всегда уместные предостережения, о возможности случиться нечто страшного и непоправимого.
- Манипуляции и угрозы в адрес ребёнка. Придерживаясь авторитарного стиля воспитания, а следовательно и общения, родители подавляют личность малыша, она оказывается «под каблуком», к примеру у авторитарной мамы.
- Бесконечное чтение нотаций, нравоучений, морализация любого поступка и ситуации. Родители считают нотации безобидными словами, в то время как дети на них обижаются, в особенности, если их в избытке. В этом случае не приходится говорить об общении двух равноправных речевых партнёрах, двух любящих людей, но только о «нервомотациии», не проходящей бесследно для детской психики.
- Взрослые навязывают свои советы, дают настоятельные подсказки и готовые решения, не предоставляя ребёнку возможности самостоятельно рассуждать и приходить к истине.
- Происходит сравнение чада с другими детьми, приводятся примеры образцового поведения, устанавливаются идеалы, к которым должен стремиться, и неважно хочет ли он этого, или нет. Ребёнок фактически лишается права быть собой.
- Взрослые часто строят свои убеждения на догадках, «читают мысли» на расстоянии, вольно интерпретируют происходящее, при этом не желают знать истинного положения дел.
- В речи взрослого часто прослеживаются насмешки, издевки в отношении ребёнка.
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что коммуникация у родителей и детей терпит неудачу, если первые не стремятся общаться с детьми как с личностями, но стараются только воспитывать; когда они говорят исключительно о себе и своих чувствах, и не терпят чужих мнений, суждений, видений, кроме своего.
Получается, что взрослые не желают понимать своего ребёнка, как он себя ощущает, что чувствует, считают его мнение мене интересным и значимым.
Содержание статьи:
Правила успешной коммуникации
Первыми преподавателями жизненной науки «коммуникация с людьми» для детей становятся их родители. Успех «преподавательской деятельности» будет напрямую зависеть от того, как чётко вы следуете несложным правилам построения внутрисемейных отношений и переняли ли ваш опыт домочадцы.
- — Просьба, но не приказ! Необходимость в приказах пропадёт, если вы будете вежливо просить о чём-то своего ребёнка. Детям обычно бывает достаточно родительской или дружеской просьбы. Однако родители предпочитают отдавать распоряжения именно в приказном тоне. Ими будто движет страх, что если они о чём-то будут просить своё чадо, то он либо не станет выполнять просьбу, либо они лишатся родительского авторитета. Однако это напрасные страхи, просто попробуйте!
Если вы решили что-либо запретить, то при формулировке табу избегайте вопросов: «Давай ты не будешь прыгать на диване? Надо с него слезть. Договорились?». Наличие вопроса подразумевает, что назрела спорная ситуация и вы хотите узнать мнение ребёнка. Мнение спрашивать следует тогда, когда вы действительно желаете его услышать. В иных ситуациях, к примеру, если вы хотите прервать какое-либо действие, говорите уверенно: «В гостиной не прыгают на диване!».
- — Напоминаем, но не упрекаем! Ребёнок может в силу своей рассеянности или занятости забыть что-то сделать, но вместо того, чтобы обидно упрекнуть за это, спокойным тоном напомните, и даже не один раз. В ваших силах дать понять ребёнку, что даже если по неосторожности он совершит проступок, вы к нему не перестанете относиться положительно: «Ты сейчас, конечно, поступил некрасиво, но я тебя по-прежнему люблю».
- — Не припоминаем! Если ребёнок совершил проступок, мы вызываем его на серьёзный разговор, чтобы указать на ошибку или оплошность. Многие взрослые при этом не упускают возможность припомнить чаду и былые промахи. Тем самым насущная проблема не разрешается, и ребёнок погружается в прошлое. Подобный приём считается некорректным и препятствует успешной коммуникации.
- — Лучше не заметить, чем поругать! В большинстве случаев малыши совершают ошибки, оплошности ненамеренно, не со зла. Для своих родителей они хотят всегда быть хорошими, но не носить прозвище «горе луковое» или «сущее наказание». Поэтому в корне неверно рассматривать злой умысел в каждом проступке крохи: он их не планирует, не ожидает, не хочет, просто так выходит. Ребёнок провинился, был неловок и неосторожен, не спешите ругаться! В некоторых ситуациях разумнее сохранить спокойствие, промолчать, не обратить внимание. Не усугубляйте досаду, ведь ребёнок прекрасно понимает, что совершил нечто неприемлемое, и переживает по этому поводу.
- — Избегайте обобщений в разговоре с собственным чадом! Не используйте в речи словосочетания: «Ты как всегда в своём репертуаре…», «Вечно у тебя так…», а также фраз, которые надолго останутся в памяти ребёнка: «Мне сейчас не до тебя!», «Сколько раз я тебе должна повторять!», «Ты должен делать не так, а вот как!».
- — Уделяйте больше внимания своей интонации, учитесь управлять ею. Даже слова, идущие от сердца, сказанные непотребной интонацией, перестают таковыми являться.
- — В присутствии посторонних людей старайтесь не отчитывать своего ребёнка, выяснять с ним отношения, заводить серьёзный разговор.
- — Замечайте больше хороших моментов в поведении ребёнка. Отмечайте его даже небольшие победы, успехи. Как можно чаще хвалите чадо, находите за что, и поощряйте, награждайте (но не материальными ценностями!).
Так уж выходит, что мы чаще «подлавливаем» своих детей, когда те, совершают ошибки, оступаются, терпят поражение, но на них следует делать акцент в исключительных ситуациях, с целью своевременной коррекции. Если у чада что-то получилось, поговорите с ним на эту тему.
Поинтересуйтесь у него, почему это дело хорошо получилось, что было сделано верно? Сможет ли он повторит свой успех? Это нужно потому, как в силу своей детской логики они не воспринимают успех и поражение как результат усердия, но как нечто случайное.
Важно развеять это недопонимание
- — Необходимо создать единые требования ко всем домочадцам, и тогда исчезнет необходимость говорить одно и тоже своему ребёнку по нескольку раз. Начинайте с себя, будьте терпимее, аккуратнее, сдержаннее, ответственнее, и лишь потом требуйте это от своих чад. Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем теряют уважение в глазах собственных детей.
- — Как можно реже употребляйте в своей речи предложения с отрицательными частицами, и тогда вы не получите результат, противоположный ожидаемому. Скажите малышу, что он должен сделать в эту минуту, но не углубляйтесь в запреты. Очень показателен в этой ситуации психологический эксперимент: «Не думайте сейчас о жёлтом кислом лимоне». После этой просьбы психологи обычно интересуются: «О чём вы сейчас думали?» Ответ очевиден, и в этом заключается одна из загадок нашего подсознания. Только позитив в общении поможет настроить коммуникацию.
- — Воздерживайтесь от претензий, но больше учите, расширяйте кругозор ребёнка. Прежде чем что-то требовать от малыша, подумайте, учили ли вы его этому!
- — Выстраивайте общение с ребёнком на ласке и добрых словах. Акцентируйте внимание на равенстве и сотрудничестве с детьми.
- — Больше внимания, совместных дел! Общение налаживается именно во время выполнения полезных и интересных совместных дел, которые укрепляют незримую связь между родителями и детьми. Поэтому читайте, играйте, занимайтесь спортом, гуляйте, посещайте культурно-развлекательные мероприятия вместе с чадом. Выделяйте для ребенка время, которое вы будете полностью посвящать ему, не отвлекаясь на телефонные звонки, телевизор, домашнюю работу. Если вы относите себя к категории «сильно занятых родителей» и не можете позволить себе уделять много времени чаду, организуйте для него «островок стопроцентного внимания», который будет не слишком продолжительным по времени.
- — Ребёнок – это личность, которая нуждается в уважении. Просите совета у чада, учитывайте его точку зрения, предпочтения и вкусы, разрешайте самостоятельно принимать решения.
- — Верьте в ребёнка, в его успех, вдохновляйте его на действия, но избегайте выстраивать пессимистические прогнозы, тем самым тормозя его развитие. Конечно, не все, что чадо задумает, спланирует, у него реализуется, воплотится в жизнь. Но в этом нет ничего страшного, мало того, ребенок должен услышать эти слова от вас. А также уверовать в то, что вы его поддержите в трудную минуту.
- — Проявляйте крайнюю заинтересованность к высказываниям ребёнка в процессе общения. В то время как он будет делиться с вами последними новостями, подчеркивайте свой интерес и неравнодушие кивками головы, восклицаниями. Слушая его, старайтесь не отвлекаться. Предоставьте ему столько времени для высказывания, сколько потребуется, не торопите его, воздержитесь от демонстрации потери интереса.
Главная задача родителя в вопросе воспитания и налаживания эффективной и успешной коммуникации со своим ребенком – поддержка, подбадривание, похвала, способствующая разностороннему развитию личности и формированию высокой личностной самооценки взрослеющего человека.
автор статьи Гуляева Анастасия Алексеевна, педагог-филолог, журналист
Согласен со всем вышесказанным, но кроме этого с ребенком нужно быть искренним и просто любить своего чадо таким, каким он есть.