Детский нейропсихолог, часть 2

Снова о раннем развитии. Заметки детского нейропсихолога

Итак, мы продолжаем тему раннего детского развития и его подводных камней. Сегодня перед нами стоит задача разобраться, стоит ли отправлять детей в школы эстетического развития, узнаем о том, почему многие нормы не имеют никакого смысла и как определиться с выбором – гимназия или общеобразовательная школа?

Во второй части статьи нас ждёт разбор полётов – на что смотреть и когда стоит насторожиться родителям. И, наконец, я расскажу о своём мнении как обыватель.

Содержание статьи:

  1. Творить или не творить? Группы эстетического развития
  2. О лицеях, гимназиях и нормах поступления
  3. Куда смотреть?
  4. Что должно настораживать?
  5. Куда поступать?
  6. Психологи тоже люди. Что я думаю, как обыватель?

Детский нейропсихолог, часть 2

Творить или не творить? Группы эстетического развития

Сегодня существует огромное количество групп раннего творческого развития, и многие родители с большой охотой «сдают» своих детей туда перед школой. Мы долго обсуждали этот вопрос и вот к какому мнению по этой проблеме мы пришли:

Пусть творческое развитие остаётся творческим. Кружки по лепке, рисованию, фотографии имеют место быть в жизни ребёнка. Вреда они не наносят. Чем бы ребёнок не занимался в раннем возрасте, просто отстаньте от него со своей азбукой и навыками счёта. Любая активность для ребёнка сама по себе является формой познания.

Или, например, обратимся к различным нормам первого класса. К слову, мы уже писали об этом подробнее в статье по освоению навыков чтения. Зададимся вопросом про скорость чтения. Есть такой норматив – 152 знака в минуту в чтении к концу второй четверти.

Ни один методолог так и не ответил на мой вопрос, почему именно 152 знака, а не 130, например и почему именно к концу второй четверти, а не к 31 ноября? Какая реальная необходимость есть в чтении со скоростью 152 знака? Скорость чтения никак не отражает глубину понимания текста и тем более не прибавляет новых знания и не развивает интеллектуальные навыки. Весьма критично я бы назвал эту норму глупостью и плохой шуткой ФГОСов.

О лицеях, гимназиях и нормах поступления

Всегда – абсолютно всегда – есть индивидуальные особенности развития, психофизиологические особенности, не выходящие за рамки нормы. Возможно, кто-то спокойно научиться читать со скоростью 200 знаков в минуту, а кто-то еле дотянет до 100. И, возможно, никогда не научиться читать «как надо». – А кому надо-то?

Сейчас вы можете спросить о том, как же ребёнку попасть в «университетский» класс или какую-то крутую гимназию, ведь туда отбирают и по навыкам «быстрочтения».

Скажу вам так – если есть такие требования в образовательном учреждении (и они соблюдаются) – не ходите туда. Там просто не знают о том, что информация и знания формируются различными путями. Вполне очевидно, что у большинства детей способности к усвоению информации никак не связаны со скоростью чтения. Этому могут способствовать абсолютно другие факторы, которые могут быть в свою очередь развиты крайне хорошо. А вот любые «скоростные» процессы у ребёнка могут быть развиты в разы хуже. Ведь даже есть типологии людей, которые строятся на скорости реагирования на что-то. Например, люди «эпилептидного» типа очень медлительные, но качество их работы всегда безупречно.

Или следующий пример – некоторые дети с задержками психического развития могут читать с невероятной скоростью. Но их общая «база знания» и навыки попросту не соответствуют тем нормам, которые обычно достигают равномерно развивающиеся дети. Или, например, гидроцефалы. Эти люди могут обладать феноменальной памятью и искусно её использовать. В частности, некоторые известные политики (а некоторых вы знаете) – вполне успешно с гидроцефалией выступают с трибун. Они успешны просто потому, что с невероятной скоростью говорят, цитируют и буквально «давят» плавной речи. Но есть одно «но» — скорость речи никак не связана с интеллектуальным потенциалом личности.

Куда смотреть?

Один из постоянных вопросов – на что смотреть школьным психологам, родителям и учителям, чтобы понять, готов ли ребёнок к поступлению в школу? И можно ли отправлять ребёнка за парту в шесть лет, или стоит ждать?

В большинстве своём я бы отправлял детей в школу в возрасте семи лет. Так удобнее природе. Хотя, разумеется, есть и исключения. Ведь именно к семи годам мозг в буквальном смысле готов просидеть 45 минут за партой. Для этого настраивается мозговой аппарат, который формирует и улучшает способности к контролю за вниманием и памятью, что непосредственно связано с успешностью освоения материала.

Любому сведущему в законах эволюции человеку будет очевидно, что сильное опережение также опасно, как и задержка в развитии. Как говорится – всему своё время. Ведь за две последних тысячи лет эволюции природа не изобрела ничего нового. Поэтому не надо излишне форсировать детей в познании, не спорьте с природой.

Что должно настораживать?

Разумеется, не стоит пускать все на самотёк. Родителям необходимо наблюдать за развитием своего чада. Наверное, единственный дельный совет здесь – не боятся трудностей и не зарываться в песок. Иногда необходимо смотреть на своего ребёнка как на чужого.

И если родители на занимают слепую позицию «мой ребёнок – лучший» и на миг «выйдут из роли» родителя, то, возможно, они заметят что-то, что в другом ребёнке бы их повергло бы в ужас. Если постоянно смотреть на своё чадо через розовые очки, то можно существенно усложнить ребёнку жизнь.

И я не стараюсь запугать родителей, а просто призываю их встать в позицию внимательного взрослого, который наблюдает за ходом развития своих детей. Не стоит закрывать глаза на все «слабые места», а потом хвататься за голову и обвинять во всём педагогов, систему образования и бесполезных психологов. Я просто призывают отстранённо взглянуть на ситуацию: вот ваш ребёнок. Вот проблема. Почем она возникла?

Иногда нужно смотреть на ребёнка отстранённо, чтобы не пытаться объяснить всё его особенностью и уникальностью, а если что – вовремя обратиться к профессионалам.

Куда поступать?

Думаю, этот вопрос является головной болью многих родителей. Сколько раз вы застревали в размышлениях о том, куда бы определить чадо – в гимназический или общий класс? Выбирать ли программу один-три или один-четыре?

Родители бывают разные. Ими движут различные мотивы. И те, кто приходит ко мне с такими запросами или любыми сомнениями, куда «деть» ребёнка, обычно слышат вопрос о том, чего они хотят: чтобы ребёнок сохранил здоровья и был в норме, или чтобы через 10 лет он уже заканчивал школу?

Умные родители говорят о том, что желают видеть своего ребёнка здоровым. И тогда я отправляю их к программам один-четыре, чтобы дать ребёнку буферный год, если что-то пойдёт с самого начала наперекосяк. Вполне вероятно, что потом он обгонит большинство сверстников, так зачем его заведомо помещать в условия безвыходности. А так вы даёте ему возможность самостоятельно включиться в процесс учёбы, освоить новые учебные навыки и сформировать свой подход к учёбе.

Психологи тоже люди. Что я думаю, как обыватель?

Нашу позицию относительного раннего развития как специалистов я раскрыл, а вот что же мы думаем об этом на житейском уровне?

Я сам в 3,5 уже декламировал с табуретки на семейных праздниках Пушкина, томик которого нашёл у отца и увлёкся биологией и зоологией. А моё окружение – бабушки и другие ближайшие родственники делали интерес к познанию ещё больше и помогали узнавать что-то необычное на тот момент.

Порядка 15 лет назад, когда ещё был институт расширенной семьи, бабушек и дедушек, когда воспитание никогда не забрасывалось и не форсировалось – сглаживались многие проблемные моменты развития ребёнка. Сейчас это встречается всё реже и пока что нет ничего адекватного взамен. А учитывая серьёзную ориентацию родителей на раннее интеллектуальное развитие, уже сейчас можно сказать, что происходит эмоциональное выхолащивание детей. Благо, увлечение тематикой эмоционального интеллекта спасает ситуацию.

Именно такое обеднение меня и пугает как человека.

В общем-то стоит сказать: «Отстаньте от детей!»

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.