Детский сад, питание ребёнка
Питание ребёнка в детском саду: особенности, проблемы и их решения
В дошкольном образовательном учреждении вопросы питания регулируются в соответствии с требованиями СанПиНа. В данном нормативном акте прописаны:
- — важные принципы организации питания дошкольников (полезность, рациональность, сбалансированность, разнообразие, безопасность, витаминизированность);
- — питательная ценность рациона ребёнка;
- — режимные моменты;
- — разовые объёмы порций;
- — настоятельные рекомендации к качеству продуктов, условиям хранения и приготовления.
Во всех садиках предусмотрено многоразовое питание, с интервалами между приёмами пищи не более четырёх часов. В некоторых дошкольных учреждениях удлинённого пребывания допускается ужин.
Второй завтрак, как и полдник, больше напоминают перекусы между основными приёмами пищи: малышам предлагают сдобу или фрукт, сок или молочный продукт. Таким образом, ребята пробуют что-то вкусненькое и при этом восполняют силы.
Детское меню отличается стандартностью, оно разработано с учётом возрастных особенностей и физиологических потребностей дошколят. Кроме того при его составлении учитываются:
- — энергетические траты ребёнка (ориентируясь на этот фактор в детском учреждении распределяют энергетическую ценность (калорийность) суточного рациона питания: для малышей от 1 до 3 лет — 1500 ккал, а для ребят старше трёх лет — 1900 ккал);
- — наилучшее соотношение питательных веществ (углеводов, белков, жиров, витаминов, микроэлементов).
Допускаются вариации, но в рамках нормы, предпочтение же отдаётся сезонным продуктам: обязательное включение в меню в летне-осенний период фруктов и овощей в свежем виде, а зимой и весной — введение продуктов, обогащенных витаминами (соки, травяные отвары, фрукты, актуальные в это время: яблоки, груши, хурму).
В частных детских садах родители активно участвуют в составлении меню: они озвучивают свои предпочтения, оговаривают отдельные моменты. В государственном дошкольном учреждении его руководитель обязуется ежедневно информировать родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приёма пищи.
В детских садах наличествует собственная кухня, где приготовление блюд осуществляется непосредственно перед их употреблением (продолжительное хранение и повторный разогрев не допускается). В течение одного дня однородные блюда не могут повторяться (к примеру, не дают макароны или каши из одной крупы утром и в обед).
Однако существуют продукты, которые можно встретить ежедневно на детских столах:
- — хлеб,
- — молоко (прописана даже суточная норма),
- — масло сливочное и растительное,
- — овощи и фрукты,
- — кисломолочные продукты,
- — крупы.
Рыбу и творог дают не чаще двух раз в 7 дней, а яйца – один раз в два дня. Поварам разрешается использовать один и тот же продукт в течение недели, но они должны варьировать приготовление из него блюд.
Рецепты, по которым готовят еду в детском саду, исключают жареные, копчёные, острые, жирные блюда; вся пища обязательно подаётся в запечённом, варёном, тушёном виде.
Малышам запрещено давать продукты консервированные, маринованные, не прошедшие термическую обработку. В процессе приготовления пищи не добавляют специи, соусы, майонез; блюда приправляют укропом, петрушкой, луком или чесноком, для улучшения вкусовых качеств.
Нельзя не отметить важное преимущество питания в детском саду – благодаря здоровой еде, режимным моментам, у малышей вырабатываются правильные пищевые привычки, навыки культуры приёма пищи.
Содержание статьи:
Когда аллергия
При наличии у ребёнка аллергии на отдельные продукты, важно поставить в известность воспитателя, обсудить с ним возможность составления меню с учётом индивидуальной непереносимости, замены «опасной пищи» на другую.
Делаются соответствующие отметки в медицинской карте малыша, групповом «Журнале здоровья»; персонал группы и работники столовой получают памятку с указанием фамилии ребёнка и аллергенов.
Не желательно давать чаду еду с собой, чтобы он мог употреблять те блюда, к которым привык дома (это допустимо, если у малыша была выявлена серьёзная аллергия). В противном случае подобная обособленность не пойдёт на пользу малышу: он будет невыгодно выделяться на фоне остальных ребят.
Сложности с едой при посещении детского сада
Если в жизни взрослого человека пища помогает поддерживать и обеспечивать основные процессы в организме (рост, развитие, способность к активной деятельности), то благодаря еде ребёнок получает ещё одну возможность освоения нового пространства, познания окружающего мира (вкусов, ароматов).
Под действием некоторых стрессовых ситуаций, переживаний, мы теряем аппетит, перестаем кушать совсем, либо наоборот, начинаем «заедать» свои страхи и волнения большим количеством еды.
В первые месяцы посещения детского сада, ребёнок также сталкивается со стрессом, психологическими трудностями, вызванными резкой сменой обычного образа жизни, адаптацией к детскому учреждению. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первое время чадо будет отказываться от незнакомой, непривычной еды в саду, ведь он слишком переживает из-за свалившихся на него разом «новшеств». Кроме того каждый малыш имеет свои предпочтения в еде, как и «пищевые» антипатии – особенно нелюбимые блюда, которые он ни при каких обстоятельствах есть не станет, разве что под влиянием сильного голода.
Родители периодически сталкиваются с ситуациями, когда у чада появляются сложности с едой, которые не могут не беспокоить их: у крохи отмечается плохой аппетит, ест не то (к примеру, налегает на сладкое, отказываясь от супов и вторых блюд), не вовремя просит поесть, не успевает проголодаться между основными приёмами пищи. Озадаченные взрослые в этом случае совершают ошибку, начиная докармливать малыша, уговаривать его, «плясать возле него с бубном», только бы кроха съел всё то, что ему предлагают, в должном количестве и желательно в назначенное время.
Родителям достаточно понять одну простую истину: ни одному живому существу не суждено погибнуть от голода, если у него в пределах досягаемости будет находиться пища, и он не будет лишён возможности ею овладеть. Поэтому и вашему крохе не страшна «голодная смерть», он всё равно покушает, когда у него возникнет соответствующая потребность. Однако многим родителям сложно в это поверить, особенно если чадо постоянно отказывается от еды.
Важно, чтобы малыш научился безошибочно распознавать свои потребности в пище. Но если его кормить строго «по часам», он не успеет проголодаться, а, следовательно, не познает жизненно необходимое ощущение. То же касается чувства насыщения. Ребёнку необходимо освоить самостоятельную регулировку процесса насыщения.
Во время приёма пищи кроха получает информацию о еде (какой у нее вкус, цвет, фактура, запах). И от того, насколько разнообразным окажется детское меню, будут зависеть знания малыша о том, что он любит кушать, а что категорически не приемлет. Таким образом, кроха научится лучше разбираться в себе.
Чем организованнее будет питание у ребёнка в детстве, тем проще ему будет во взрослом возрасте: он сможет понимать свой организм (потребности в тех или иных продуктах для хорошего самочувствия), у него сформируется доверие к себе и собственным ощущениям.
Возникновение у ребёнка определённых трудностей с питанием в детском саду можно легко объяснить постепенным переключением с домашней еды на новую, непривычную. Кроме того, обстановка в группе в значительной степени отличается от домашней. Поэтому не исключено, что кроха чувствует растерянность, столкнувшись с неизвестными вкусами, ароматами, а компания малознакомых детей, в которой ему приходится кушать, вводит малыша в смущение.
Итог всему — ребёнок отказывается от предлагаемых ему в детском саду блюд. С помощью подобных отказов ребёнок зачастую обращает на себя внимание взрослых, как бы призывая их не водить его в столь «неблагополучное место», где даже «кормят невкусно». Очевидно одно, прежде чем паниковать и сетовать на то, что малыш в очередной раз плохо позавтракал или пообедал, проанализируйте ситуацию, пищевое поведение чада дома.
- Насколько активен малыш, высок ли его уровень энергозатрат? Ведь если ребёнку сложно усидеть на месте, он постоянно в движении, что-то делает, соответственно и затраты энергии у него выше, а значит и аппетит лучше.
- Насколько избирателен ребёнок в еде? Если чадо попадет с подобными склонностями в детское учреждение, однозначно он будет чувствовать себя некомфортно, ведь всё в садике кушают одинаковую, лишенную изысков, на первый взгляд слишком пресную еду, и мало кто обращает внимание на желания воспитанников (например, Серёжа любит, когда мама готовит ему дома суп-пюре, но в детском саду супы обычно подают в ином виде). В домашних условиях проблема избирательности решается – голодом. Так, если вы приготовили на обед борщ, и во что бы то ни стало, решили накормить им своё чадо, а он в свою очередь отказывается, заявляя, что поел бы в данный момент макароны с сосиской. Вам в этой ситуации не остаётся ничего другого, как отпустить чадо нагуливать аппетит, но ни в коем случае не идти на поводу у юного едока. Важно научиться сохранять самообладание, спокойствие и отгонять от себя мысль о том, что ребёнка просто необходимо наказать или поругать за столь неподобающее поведение. Через несколько часов можно ещё раз предложить ему пообедать супом (или уже поужинать!). Если вновь последует отказ, разрешите ему вернуться в игру, настаивая на своём. Только оставаясь последовательными в действиях, не уступая детскому упорству, можно добиться поставленной цели: ребёнок проголодается настолько, что ещё будет просить добавки. Тем самым вы облегчите задачу воспитателям: им не придётся уговаривать вашего ребёнка поесть, ведь он будет уже знать, что если не покушает сейчас, следующий приём пищи будет не скоро.
- Насколько полезны перекусы, которые вы устраиваете малышу? Когда ребёнок перехватывает в промежутках между основными приёмами пищи сладости, сдобу, шоколад, то, к примеру, в интервале между завтраком и обедом, он не сможет как следует проголодаться, ведь запас калорий не будет исчерпан.
- Наличествует ли в вашей семье традиция, когда за столом собираются все члены семьи и едят? Если в вашем доме это не заведено, значит, пора ввести новый обычай, главное, чтобы ребёнок перестал кушать в одиночестве, а компанию ему можете составить вы, братья и сёстры, друзья, другие домочадцы, и даже любимые игрушки. Так малыш быстрее привыкнет к коллективному приёму пищи, справится с тревогой, обусловленной присутствием кого-либо в момент трапезы, а в детском саду ему будет проще освоиться и он начнёт кушать за компанию. Постарайтесь дома создать обстановку, благоприятствующую приёму пищи: исключите просмотры передач и мультфильмов, воздержитесь от неприятных разговоров и выяснения отношений за столом. По наступлению обеденного времени, ребёнок не должен нервничать или пребывать в расстроенных чувствах.
- Какие блюда вы готовите дома? Если ваш кроха уже посещает детское учреждение, постарайтесь и в домашних условиях придерживаться меню, к которому ваш ребёнок привыкает в садике, а также дополнять рацион новыми блюдами, непривычными продуктами.
Чтобы ребёнок мог с лёгкостью справиться со сложностями, достаточно отказаться от желания заставить кроху есть в саду всё, что ему предлагают. Попросите воспитателя в этом вопросе быть чуточку снисходительнее, сделать чаду небольшое послабление, предоставив ему возможность кушать то, что пришлось по вкусу, съедать столько, сколько хочет.
Нужно быть готовым к тому, что первое время (справляясь со своей «вседозволенностью») он будет недоедать или вовсе переедать, но преодолев непростой этап в адаптации, научится себя контролировать, станет более самостоятельным. Отмечается довольно интересная тенденция, когда ребёнок, имеющий проблемы с питанием дома, в детском саду, глядя на своих сверстников с более хорошим аппетитом, начинал намного лучше есть.
Главное не докатиться до пищевого насилия своими благими намерениями «докормить», «закормить». Подобные действия с вашей стороны только отвратят малыша от еды, и он начнёт уже на регулярной основе кушать только «из-под палки», «за маму, за папу», под действием шантажа («пока не поешь – не пойдёшь гулять или играть»). Важно уважать личность ребёнка и не кормить против его воли, ведь в таком случае в процессе поглощения пищи он будет оказываться в стрессовой ситуации.
Однако не стоит отказываться от идеи приучить чадо к полезной, необходимой для его развития пищи. В этом намерении важно соблюдать системность: задействовав свою изобретательность, идя на хитрость, постепенно, регулярно вводите в рацион продукты, проявляя твёрдость, настойчивость в своём желании, чтобы ребёнок это попробовал.