Психология подростка: особенности отношений с родными

Родители и подростки: психологические особенности отношений

Ранее мы уже посвящали отдельный материал роли общения и роли матери и отца в воспитании детей, но сегодня мы хотели бы сконцентрироваться на подростковом возрасте. Возрасте, когда происходят глобальные изменения во всём:

  • — в психоэмоциональной сфере,
  • — сфере интересов и общения,
  • — физиологические изменения.

Безусловно, если все детские кризисы – это кризисы становления навыков, то подростковый кризис – это кризис становления личности и независимости.

Сегодня мы попробуем разобраться, какие видоизменения претерпевают отношения между взрослым и ребёнком в этот непростой период, к чему стремятся подростки и какие ошибки совершают родители. Ведь подростковый возраст – это действительно время открытий и свершений, новый поиск себя и осознание своей уникальности. Как он протекает и чего стоит – читайте в сегодняшней статье.

Содержание статьи:

  1. Новый этап в отношениях
  2. Вопрос автономии и самодостаточности
  3. Эмоциональная зависимость подростка от родителей
  4. Родители vs сверстники
  5. Миф об отношениях с подростком
  6. Некоторые текущие проблемы отношения с родителями

Психология подростка: особенности отношений с родными

Новый этап в отношениях

Не для кого из родителей не секрет, что подростковый возраст – это новый и критический этап для развития отношений между родителями и детьми. В коей-то мере – это этап перестройки уже устоявшейся системы взаимоотношений взрослый – ребёнок. В этот период отношения из наставническо-повелительных начинают переходить в ранг околопартнёрских. Новая система отношений строится на базе признания родителями большой автономии подростка, его взрослости и при этом самый важный факт – возрастает активность самого подростка в рамках этих отношений.

О кризисе и обновлении семейной системы в период подросткового возраста писали многие известные авторы:

  • — Фрейд,
  • — Маккоби,
  • — Эльконин и другие.

Со стороны родителей здесь важно следующее – понимание, что отношения меняются и понимание того, что надо идти в ногу с этими изменениями, чтобы помочь и ребёнку, и себе влиться в новый этап отношений.

Подростки начинают по-другому смотреть на отношения внутри семьи и знание того, как именно дети (их большинство) воспринимают детско-родительские отношения в этот период, позволяет выполнять профилактическую роль подростковой конфликтности, агрессивности, да и, в общем, помогает скорректировать и оптимизировать стиль взаимодействия ребёнок-взрослый.

Вопрос автономии и самодостаточности

Подростковый и ранний юношеский возраст характеризуются тем, что отношения родителей с ребёнком перестраиваются на абсолютно новой основе. Как правило – это фундамент взаимоуважения и равноправия, что позволяет подростку пройти процесс эмоциональной сепарации от семьи, выделиться в личность с независимой эмоциональной жизнью и большим уровнем автономии.

Тут мы оговоримся: это не значит, что ранее ребёнок не был личностью, не обладал эмоциями и полностью зависел от родителей. Здесь важно другое, а именно осознание подростком себя как полноправным и автономным «Я», имеющим право на свои эмоции, жизнь и свой голос.

В чём выражается возрастающая автономизация подростка? Это психологическое отделение от родителей в четырёх ключевых сферах:

  1. поведение. Появляется функциональная независимость от родителей. Подросток в большинстве своём способен самостоятельно решать стоящие перед ним задачи, практически не прибегая к помощи взрослым;
  2. установки и ценности. Здесь развивается собственная картина мира, подросток уже не воспринимает видение мира родителями как единственно верное. Ценностные ориентации родителей становятся одними из многих, но не обязательно истинными или правильными;
  3. эмоциональная сфера. Подросток становится независимым от родительского одобрения, похвалы и не так сильно нуждается в близких эмоциональных контактах с родителем, хотя и не выходит из него;
  4. конфликты. На этом уровне подросток освобождается от детского чувства вины, ответственности за эмоции родителей. Признается право на переживание негативных состояний (гнев, тревога, злость).

В этом ряду эмоциональная автономия оценивается как самая трудно достигаемая, но в тоже время истинная и окончательная. По некоторым данным только 20-25% подростков достигают полной (здоровой) эмоциональной автономии от родителей.

При этом её успех, установка новых границ «Я» и новых границ в рамках семейных отношений определяется, в первую очередь тем, какие отношения сложились между ребёнком и родителями на ранних стадиях его становления. Чем более доверительные, тёплые и спокойные отношения преобладали на ранних этапах взросления ребёнка, тем успешнее и прочнее сформируется новое «Я» подростка.

Эмоциональная зависимость подростка от родителей

Обратимся к формам и причинам психологической зависимости подростков от родителей. Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что зависимость подростка от родителей (эмоциональная) – это особенное, новое личностное образование, которое отличается высокой эмоциональной напряжённостью и чётко выраженной амбивалентностью отношений.

Амбивалентность отношений в данной сфере заключается в том, что с одной стороны подросток рад и желает получить помощь со стороны родителей, сохранить близкие и по-детски эмоциональные отношения, а с другой стороны – воспринимает поддержку со стороны родителей как тягостную и обременительную. На этом фоне может развиваться дисфункциональное поведение.

Причину психологической зависимости подростков от взрослых стоит искать в невозможности найти пути самоактуализации. В тоже время, в наше время эта проблема стоит менее остро, поскольку большинство подростков могут найти себя в самых разных сферах. В ходе диссертационного исследования Макушиной О.П. (можно прочесть книгу «Психология зависимости») были выделены четыре группы подростков:

  1. зависимые;
  2. независимые;
  3. негативисты;
  4. неопределённые.

Для первой группы характерна сохранность детских форм поведения-подчинения. Не ориентируюсь на конкретную ситуацию, такие подростки слепо и во всём следуют требованиям и указаниям взрослых. В общем – такие дети ориентированы на подчинение.

Группа независимых подростков в большей степени ориентируется в решении задач на конкретную ситуацию, её условия и собственное видение проблемы. В тоже время для успешно сепарировавшихся подростков не является проблемой обращение за помощью к «вышестоящей инстанции», что, однако, не гарантирует принятия их решения как единственно верного или вообще уместного.

Негативисты – это классическое понимание подростка в период кризиса. Они проявляют упрямство, протест, негативизм по отношении к позиции родителей. Само непринятие родительского мнения становится для подобных подростков самоцелью, помогая таким образом попытаться самоактуализоваться. В тоже время они находятся во власти своих стереотипов и не способны действовать в согласии с реальными условиями ситуации.

И наконец, неопределённые подростки. Это яркий пример амбивалентности, когда невозможно четко определить, к какой группе из перечисленных по поведению подростка можно отнести.

Полученное разделение и общие результаты исследования показывают, что сама эмоциональная зависимость распадается на два явления:

  • — собственно, прямая зависимость;
  • — и негативизм.

Условие для такого разделения – характер компенсации неудовлетворённой потребности в самоакутализации. В случае яркой зависимости ребёнок компенсирует свою потребность в выражении через смирение и уход от прямой ответственности за себя, в случае негативизма – через бунт и протест.

Думается, что каждый из читателей 25+ найдёт похожее для себя описание подросткового поведения. В частности, многие дети 80-90-х проходили этот этап в форме яркого негативизма, как и сам автор.

Состояние психологической зависимости подростка от родителей приводит к негативным последствиям, а именно к дисгармоничному развитию «Я-концепции» ребёнка. Оставшаяся зависимость сигнализирует о том, что не решена важнейшая психологическая задача этого этапа развития – сепарация от взрослых.

Недостижение автономии, отсутствие самостоятельности и ответственности за себя приводит к искажению всего последующего развития личности подростка. В дальнейшем у такого подростка могут возникать проблемы с привязанностью в близких отношениях, вход в позицию подчинения, отсутствием чётких психологических границ и проблемы в рамках своей собственной семьи.

Так или иначе, подростков надо побуждать к самостоятельности, но не выталкивать их один на один в пока что не очень хорошо известный им мир. В любом случае – это дети, которым в любой момент может потребоваться поддержка и помощь. И спартанские меры вроде «решай сам» здесь не помогут: на видимом уровне результат будет заметен, но вот на уровне эмоциональной жизни и стиля мышления подростка это приведёт к тому, что ребёнок «застрянет» в позиции невротической самостоятельности. А это болото с далеко идущими негативными последствиями.

Родители vs сверстники

Что ложиться на другую чашу весов против стремления к автономии и развитию новой системы отношений? Это тенденция к укреплению отношений с родителями на новых правах, поддержанию взрослой близости с семьёй.

Уже не раз было показано, что, несмотря на то, что в большинстве своём подростки предпочтут взаимодействие со сверстниками, в тяжёлых и неопределённых ситуациях они почти всегда обращаются за помощью к родителям. И это нормальная тенденция, не стоит недооценивать важность подобных обращений подростка.

Родители в любом случае остаются фигурой значимого взрослого, которые в ситуациях поиска эмоциональной близости превосходят сверстников и оказываются в более доверительных отношениях со своими детьми. В тоже время прямую поддержку подросткам свойственно искать именно у сверстников, тем самым разделяя свою эмоциональную и, если можно так сказать, плотскую жизнь.

В любом случае, отношения с родителями в подростковый период остаются крайне значимыми для ребёнка, играя исключительную роль в эмоциональной подпитке подростка.

В чём исключительная ценность подобных отношений? В первую очередь – это общий эмоциональный фон. Альтруизм, солидарность, соучастие и открытость делают эти отношения крайне ценными в плане психологической поддержки подростка. При этом важно отметить, что значимость отношений со взрослыми для подростка условно не имеет причин. Она не связана с возможностью обратиться за помощью, и не привязана к зависимости от позиций семьи. Как раз наоборот, самые тёплые и положительные устойчивые чувства по отношению к родителям переживают подростки, которые успешно проходят период автономизации и самостоятельно справляются с вызовами этого периода.

Миф об отношениях с подростком

До сих пор устойчивым остаётся мнение, что отношения между родителем и ребёнком напоминают субъект-объектное воздействие. Некоторые родители ошибочно полагают, что они являются единственными архитекторами и строителями своих отношения с ребёнком, а его роль в этом процессе – лишь более-менее успешно адаптироваться под предъявляемые требования и те принципы воспитания, которые исповедует родитель. Такая позиция нередко встречается в неблагополучных семьях, где по отношению к детям применяется физическое и психологическое насилие.

Отношения ребёнок-взрослый не односторонние. Это двухполюсные отношения, где каждая из сторон играет свою роль в их развитии, становлении, видоизменении и протекании. Хотя, безусловно, каждый здесь играет свою роль на каждом из возрастных этапов, на котором находится ребёнок сейчас. И на той, и на другой стороне «стола» находятся два активных человека, работающих над своими отношениями.

Подчеркнём, что роль ребёнка в этих отношениях очевидно немаловажна. Активность ребёнка в построении отношений ребёнок-взрослый определяет причины построения этих отношений и их особенности на всех стадиях развития, а в подростковом возрасте процент участия ребёнка в этом процессе растёт по экспоненте. В этот период видение подростком его отношений со взрослыми серьёзно влияет на их качество и направленность. Умение видеть «глазами подростка» — это важная черта успешных родителей, чтобы понять, что выделяет в их отношениях ребёнок и что они сами в них привносят.

Как мы уже говорили, знание особенностей подросткового видения ситуации общения, особенностей процесса сепарации от взрослых помогает родителям не только вовремя оптимизировать отношения, но и скорректировать неблагоприятные последствия дисфункциональных отношений. Умение быть гибким с подростком – это ключевая черта, которая способна решать проблемы, начиная от курения, заканчивая подростковыми суицидами и агрессией. Очевидно, что ригидность родительской позиции может привести к страшным последствиям. В частности, вспомним случай с псковскими подростками.

Некоторые текущие проблемы отношения с родителями

Интересные данные были получены в ходе изучения динамики отношений подростков с родителями. Как известно, есть несколько основных родительских позиций по отношению к ребёнку:

  • — позитивный интерес;
  • — враждебность;
  • — директивность;
  • — непоследовательность;
  • — автономия.

В рамках семьи у подростков выделяются две диады отношений:

  1. Я-мать;
  2. Я-отец.

Примечательно, что в двух группах подростков (12-15 / 16-17 лет) больший уровень принятия детей демонстрировали отцы. Для младших подростков показатель принятия был высоким, для старших – умеренным.

А вот со стороны матерей была замечена негативная тенденция – снижение уровня положительного интереса и принятия подростков. Крайне ярким этот недостаток был в группе подростков 14-15 лет. Стоит отметить, что такой результат – большая неожиданность и не может не вызывать опасений. Как мы писали ранее, роли матери и отца в воспитании детей различны и в большинстве своём – не пересекаются.

Именно мать является для ребёнка образом для переживания безусловной любви и принятия, что помогает детям сформировать базовое доверие к миру. Отсутствие таких отношений в подростковом возрасте – плачевно, а более того – может быть опасно для ребёнка в период, когда ему приходится самостоятельно строить свои отношения с семьёй и миром практически с нуля. При этом трудно назвать эту тенденцию – ошибкой исследователей.

Ранее было зафиксировано, что негативизм в отношениях с родителями – становится нормой для сегодняшних семей, а пик приходится как раз на подростковый возраст. Самые яркие проявления такого негативизма отмечались в диадах матерь – дочь.

В психологическом плане отцы более адаптивны и лучше подстраиваются под темп развития ребёнка, постепенно снижая уровень контроля и директивности в воспитании. Однако это при условии, что отец реально участвует в воспитательном процессе. В тоже время уровень директивности матерей может не изменяться с ходом развития ребёнка, что в итоге может вылиться в открытый конфликт и негативно сказаться на отношениях в семье в целом.

В тоже время такая жесткость позиции является свидетелем того, что мать является лидером в воспитательном процессе, который берёт на себя регулирующие и управляющие функции. В тоже время в молодых семьях эта тенденция отпадает и родители, в принципе, равномерно включены в воспитание ребёнка. В конце концов, участились случаи ухода в декрет молодых отцов.

И всё же, если в семье по мере взросления ребёнка не снижается уровень директивности в отношениях, то в какой-то момент подростки начинают воспринимать отношение к себе со стороны родителей (-ля) как враждебное и негативное. Многие видят у своих родителей ориентацию на обвинение, принижение и критику. Всё в купе это может свидетельствовать о том, что многие подростки испытывают острую и хроническую недостаточность тепла и принятия со стороны матери и дистантность и безучастность отца в процессе воспитания.

Подростки часто жалуются на то, что их родители непоследовательны в своих требованиях, да и в принципе зачастую ведут себя нелогично, противореча самим себе. Ярче всего это заметно на примере отношений матери и дочери.

И наконец, чем могут быть вызваны такие «ямы» в отношениях?

  1. Во-первых, это недостаток положительно-эмоционально окрашенного общения между взрослым и ребёнком, направленном не на обсуждение каких либо объективных задач (учёба и тому подобное), а на диалог двух людей друг о друге.
  2. Во-вторых, это реально оформившиеся негативные отношения взрослых и подростков по отношению друг к другу.
  3. И завершая – это тревожный тип привязанности, который определяет высокую чувствительность подростка к эмоциональным реакциям взрослых.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
1 комментарий к этой записи

    О «проблемных» родителях. Отцы и дети. Семейные отношения. Мамы приемных детей обижаются, что родные не спешат принимать новичка «в клан». Я вообще не понимаю как автор той темы до сих пор общается с родителями.

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.