Кризис новорожденности и первые два месяца жизни

Новорожденный: первые 2 месяца жизни

Рождение – важнейшее событие в жизни любого человека, своеобразная граница, разделяющая мир на «до» и «после». В этот новый период сильнейшим образом перестраивается функционирование организма новорожденного, связанное с разделением физиологических функций матери и ребенка. Формируется новый дыхательный тип, изменяется питательный режим, изменяется температурный режим. Именно поэтому рождение – своеобразный кризис, связанный со становлением всех жизненно важных функциональных систем организма, отвечающих за существования младенца внеутробно.

Содержание статьи:

  1. Особенности периода и психологическая компонента
  2. Способности новорожденного
  3. Первые формы взаимодействия взрослого и ребенка
  4. Оформления комплекса оживления
  5. Заключение

Кризис новорожденности и первые два месяца жизни

Особенности периода и психологическая компонента

Почему новорожденных практически сразу приносят мамочкам после родов? В этом есть особый психологический смысл. Особая, первая и ранняя форма взаимодействия с новорожденным получила название бондинга. Этот период – безусловный по своей значимости и занимает всего полтора часа после рождения. В этот сензитивный период знакомства и у ребенка, и у родителей начинает оформляться взаимопривязанность. Эти полтора часа крайне важны, ведь именно в них запускается материнский рефлекс. В эти 90 минут родители пристально разглядывают своего младенца, прикасаются и поглаживают его, обеспечивая телесный контакт. Именно такое взаимодействие формирует ни на что не похожее, интуитивное отношение к ребенку, которое не просто оказывается безвременным, но и в будущем помогает ребенку правильно развиваться. Итак, первые 90 минут – важнейший период становления привязанности.

А какими особенностями выделяется период новорожденности? К ним отнесем:

  • 1. Доминирование тормозности над активностью
  • 2. Отсутствует различие периодов сна и бодрствования
  • 3. Нецеленаправленная, случайная моторика (движения резкие, угловатые, толчкообразные)
  • 4. По большей степени ребенок спит, просыпаясь только из-за какого-либо дискомфорта

Ребенок первых двух недель от роду никак не способен общаться со взрослыми, его единственной сигнальной эмоциональной реакцией является ответ на дискомфорт и реакция неудовольствия, сопровождающаяся пробуждением и плачем.

Это врожденный способ общения с родителями, которые, реагируя на плач малыша, устраняют причину дискомфорта. Позитивных реакций, в том числе улыбки, не наблюдается, поскольку в комфортных условиях новорожденный попросту спит.

Способности новорожденного

Говорить о специфических способностях бессмысленно – их попросту нет. Все, чем обладает младенец – это врожденный набор безусловных рефлексов, которые помогают приспособится к новой среде и условиям жизни. Ниже перечислим базовые группы рефлексов:

  • • Группа атавистических рефлексов. Рефлекс схватывания (он же рефлекс Робинсона): если новорожденному малышу положить что-либо в ладонь (палец, например), то он его сразу же схватит. Рефлекс спонтанного ползания – положив новорожденного на живот, вы заметите, что он повернет голову и попытается ползти, не прибегая к помощи рук или ног. Бауэрский рефлекс – приложите к стопе ползущего малыша ладонь, и он попытается использовать ее как точку для толчка. Рефлекс автоматизированной псевдопоходки: возьмите малыша под мышки, поставьте его ножки на пол и поддайте тело вперед – возникнут движения, похожие на простые шажки
  • • Группа рефлексов, обслуживающих системы жизнеобеспеченья организма. Сюда относится рефлекс сосания, а также сосредоточение вестибулярное и пищевое (малыш почти перестает двигаться, когда его кормят грудью)
  • • Группа ориентировочных рефлексов. Рефлекторный поворот в сторону яркого источника света, поисковой рефлекс, активирующийся мягким сдавливанием ямочки в верхней губе
  • • Группа защитных рефлексов. Слегка подуйте на лицо новорожденного – он закроет глаза, при прямом ярком свете – зажмурится

Обнаружение этих рефлексов свидетельствует о хорошем уровне развития центральной нервной системы, но в норме эти рефлексы угасают к концу первого года. При этом уровень развитости мозговых структур и названные рефлексы связаны напрямую. Связано это с тем, что при рождении у детей доминирует древняя кора, отвечающая за банальное выживание, с развитием начинается активация новой коры, отвечающих уже за развитие высших форм психической деятельности.

Первые формы взаимодействия взрослого и ребенка

На втором месяце малыш уже может выделить взрослого из окружающей обстановки, попытаться обнаружить его. За счет чего это происходит? Родители, общаясь с новорожденным, относятся к нему с опережающей инициативой. Делая что-либо, родители ведут монолог с новорожденным, комментируют свои действия, что-то спрашивают у малыша. А видя лицо взрослого, ребенок может начать имитировать его простые мимические действия. Но, оговоримся, что это не обязательное условие. Более того, опираясь на наличие у новорожденных потребности в новых впечатлениях и новизне, мы поймем, что лучший объект для ребенка, удовлетворяющий эту потребность – вечно что-то говорящий и показывающийся взрослый.

Постепенно новорожденный учится понимать направленные на него послания родителя. К 4-5 недели у ребенка может проявляться феномен ротового внимания, который заключается в том, что направленная на ребенка ласковая речь или улыбка вызывает сосредоточение, ребенок устанавливает глазной контакт со взрослым и немного вытягивает вперед губки. К началу 6 недели у ребенка появляется первый истинно социальный способ общения со взрослым – первая улыбка.

Такая реакция ребенка работает как безусловный стимул для родителей, они изучают младенца заново и умиляются, что вызывает еще большую реакцию у младенца.

На этом этапе мы обнаруживаем первые взаимные эмоциональные реакции. Зарубежные психологи называют этот момент «коммуникативной синхроней», так как эмоционально-звуковые паттерны ребенка изменяют речь матери, которая, в свою очередь, меняет реакцию ребенка. Принято считать, что такая взаимообусловленность – это будущая почва для формирования привязанности и доверия к матери, а затем и к людям вообще.

Мы видим, что самым важным приобретение малыша на данном этапе становится социальная улыбка, выступающая как средство общения и коммуникации с миром. Именно в момент ее обретения можно говорить о том, что малыш стал индивидуальностью, поскольку он выделил себя как отдельный организм. Более того, этот эта находка свидетельствует о начале собственно психической жизни ребенка.

Оформления комплекса оживления

Ближе к концу этого периода у новорожденного начинает формироваться комплекс оживления, который становится критической границей между возрастом новорожденности и младенчества.
Особая двигательная и аффективная реакция, названная комплексом оживления, направлена на взаимодействие-общение с взрослыми. Оформляясь через обыкновенную неподвижность, фиксацию на улыбке взрослого и оформление собственной улыбки, эти разорванные реакции объединяются в единый комплекс и обрастают другой системой движений. Уже на 8 неделе радостное оживление при виде взрослого сопровождается резким и громким выдохом. На 10-12 неделях эта реакция усложняется, в нее включается комплекс вздохов, мельтешение ножками, вскидывание к взрослому ручек, первых вокализаций, вроде повизгивания и гуления.

У малыша оформляется потребность в общении, сказывается она в том, что ребенок теперь первый стремится привлечь к себе внимание, путем плача и крика. При этом реакции эти не связанны с неудовлетворенностью. Для первых шести месяцев – правильное время возникновения и формы проявления комплекса оживления говорят о нормальном психическом статусе малыша. И по завершению первых 3 месяцев жизни из этого комплекса начинают выделяться раздельные функции (моторные, вокальные, мимические).

Появление и развитие этого комплекса говорит о том, что ребенок готов и главное – хочет – вступить в контакт с окружающим миром, общаться с взрослыми. А что самое главное – теперь у ребенка есть и средства такого общения! Активность со стороны младенца направлена на целенаправленное общение с родителями и проявление этой потребности зависит напрямую от активности взрослых: чем активней родители в общении, тем спокойнее ребенок.

Важным комплекс оживления представляется и для родителей. Ухаживающие за малышом взрослые чувствуют активность ребенка, его эмоциональный ответ на их заботу, испытывая чувство глубокой удовлетворенности и разделенности их чувств со своим ребенком.

Все эти признаки говорят нам о том, что уникальная для следующего этапа развития (младенчества) ситуация оформилась: ребенок и родитель теперь неразрывно связаны эмоциональной составляющей.

Заключение

Родителям необходимо понимать, что дитя человеческое – самое беспомощное существо на Земле. Однако его изначальная неприспособленность ни под один вид деятельности в разы увеличивает пути возможного развития малыша. Этим же обеспечивается и его адаптация к меняющимся условиям.

В самом начале жизненного пути жизнь новорожденного напрямую зависит от удовлетворения его биологических потребностей людьми, его опекающими.

Любая форма взаимодействия младенца с миром опосредована взрослым, фактически вся жизнь малыша осуществляется через взрослого. Поэтому ребенок по рождению хоть и беспомощен, но уже является максимально социальным существом, взаимодействующим с миром через носителей навыков – родителей.

Именно в таком противоречии социализированности и беспомощности находится почва для будущего развития ребенка и становления его психических функций.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.