Боремся с беспорядком в детской комнате
Беспорядок в детской комнате. Как приучить ребёнка к уборке?
Зачастую родители жалуются на то, как они безуспешно пытаются побудить своё чадо к ежедневной уборке; они уверяют, что для того, чтобы их любимый сын или обожаемая дочка соизволили разложить свои вещи по местам, необходимо провести «разбор полётов». Дети также испытывают массу неудобств из-за своей нелюбви к уборке: теряют необходимые в учёбе и быту вещи, а затем тратят много времени на их поиск. Однако эту удручающую ситуацию можно изменить.
Конечно, раз и навсегда нельзя навести порядок, вся сложность заключается в том, что его необходимо периодически поддерживать. Но если у ребёнка не будет подобной цели, потребности, то и справиться с этой задачей он не сможет. Родители же должны создать такую систему порядка, которая будет удобна и будет соответствовать ребячьей логике. Возьмите на заметку следующий алгоритм организации системы порядка.
Содержание статьи:
- Выявляем причину беспорядка
- Объясняем ребёнку, зачем ему нужен порядок
- Правильно организовываем пространство в комнате ребёнка
- Ликвидируем «свинарник» в комнате
Выявляем причину беспорядка
Выделяют две группы причин:
Внешние (обусловлены ошибками, которые допускают взрослые при организации пространства в комнате).
- • Для вещей не было изначально определено место;
- • У вещей есть место, но ребёнку неудобно раскладывать их;
- • Мест для хранения немного, а вещей в избытке;
- • Система порядка, которая была определена, слишком сложная, ребёнок не может запомнить, что и где должно лежать.
Внутренние (обусловлены эмоциями и ощущениями «жителя» детской комнаты).
- • Ребёнка не устраивает комната, мебель, интерьер, однообразие, в результате ему просто скучно убираться;
- • У ребёнка есть старые, памятные игрушки, книги, одежда, с которыми он не может расстаться, а они в свою очередь образуют «залежи» ненужных вещей;
- • Ребёнок привык, что ему при любом удобном случае покупают игрушки, и их скопилось уже очень много.
Чтобы определить истинную причину (а она может отличаться от тех, что были приведены выше, так как они общие), родителям следует поговорить со своим чадом.
Также необходимо поинтересоваться у ребёнка, что его всё-таки устраивает в комнате (например, полки над кроватью с любимыми книгами, ящики под кроватью, где лежат журналы с бесценной коллекцией комиксов, которые он любит пересматривать); дабы при перепланировке не испортить что с точки зрения ребёнка правильно, удобно, привычно.
Вы можете составить список проблем, с которыми каждый день сталкивается чадо: «неудобно расставлять книги на верхней полке, поэтому он складывает их на стуле», «у этого ящика всё время отваливается ручка», «он не знает, куда что положить».
Объясняем ребёнку, зачем ему нужен порядок
Составьте вместе с ребёнком список, который так и будет называться «Для чего мне быть более организованным, наводить порядок и что мне это даст». Примеры: «я смогу быстрее убираться», «мама перестанет ругаться», «игрушки не будут ломаться, теряться», «вещи будут лежать на своих местах», «мне не стыдно будет пригласить друзей в гости».
Ребёнку необходимо выявить приоритеты в занятиях, дабы учесть их при наведении порядка. Так, дочка любит плести из бисера, поэтому ящик в комоде отведите под соответствующие аксессуары; сын увлекается футболом, собрал коллекцию карточек с известными игроками, но коробка с этими карточками находятся на самой высокой полке стеллажа, очевидно, что следует определить для неё удобное, легкодоступное место.
Правильно организовываем пространство в комнате ребёнка
При перепланировке следует учесть следующие принципы:
- • Разделяем комнату на зоны. Определите учебную зону (здесь может располагаться книжный шкаф, стол и стул), игровую (разместите стеллаж для игрушек, настольных игр), зону отдыха (место для кровати, кресла) и творчества (здесь ребёнок сможет рисовать, лепить, заниматься музыкой).
- • Не пытайтесь втиснуть ребёнка в определённый вами порядок вещей, но организуйте его таким образом, чтобы были учтены потребности, интересы, мечты ребёнка. При правильной планировке ребёнку не составит труда полностью сосредотачиваться на определённом виде деятельности, так как его ничто не будет отвлекать.
- • Вещи должны храниться там, где непосредственно используются.
- • Каждой вещи — свое место! Ребёнок не должен испытывать трудностей при наведении порядка, уборка должна проходить легко и весело.
- • На видном месте расположите список вещей, которыми чаще всего пользуется чадо, укажите в нём их «координаты».
- • Комната, интерьер должны отражать индивидуальность ребёнка. При покупке мебели в детскую, не предпринимайте поспешных решений. Если у вас дочка, это не значит, что она будет в восторге от шкафов и кровати, украшенных «рюшечками», бантиками, цветочками, оборочками; возможно, ей понравится мебель, имитирующая каюту пиратского корабля. Учитывайте мнение ребёнка, ведь ему в этой комнате жить! Если чаду будет приятно трудиться, учиться, удобно творить, мечтать, а ночью комфортно отдыхать, значит, вы правильно организовали пространство.
- • Учитывайте архитектурную планировку и ограничения помещения. Например, некоторые предметы мебели можно использовать для разделения, зонирования пространства; так, стеллаж может отделять зону отдыха от игровой.
- • Выделяем больше мест для хранения вещей, используем для этих целей всевозможные поверхности (на обратную сторону двери прикрепите «карманы» для важных мелочей, канцелярских принадлежностей).
Ликвидируем «свинарник» в комнате
Из уст родителей мы часто можем слышать обидное слово, обозначающее беспорядок в детской комнате – «свинарник».
В народе давно укоренилось такое высказывание: «клин клином вышибают» (или как говорят гомеопаты «лечим подобное подобным»); поэтому, дабы ликвидировать беспорядок под названием «свинарник», можно воспользоваться творческой технологией, носящей наименование «СВИНТУС». Она включает в себя пять этапов уборки и победительный вопль ребёнка по поводу успешно выполненного дела.
- • Сортируем,
- • Выкидываем ненужное,
- • Ищем вещам своё место,
- • Находим и кладём на места,
- • Текущий порядок поддерживаем,
- • Ура, я
- • Супер!
А теперь о каждом этапе поподробнее.
- — Сортировка. Основное «событие» — группировка вещей по определённым признакам, раскладывание их с учётом пожеланий ребёнка. Работу необходимо выполнять последовательно, от зоны к зоне, но не разбирать, выгребать содержимое из всех шкафов вещи одновременно. Ребёнка может напугать чудовищный, глобальный размах беспорядка, и оттолкнуть, отбить всякое желание наводить чистоту. Вначале разбираем то, что попадётся в поле зрения. Задача родителей на данном этапе – консультирование, мотивирование, поддержка, помощь. Всякая критика под запретом!
- — Ликвидация ненужных вещей. У пользователей социальных сетей на слуху шуточное высказывание: «При избавлении от ненужных вещей, главное не начать их рассматривать». Однако в нашем случае оно будет не совсем уместно; родители вместе со своим чадом должны принять решение, что из вещей можно выбросить, а что подарить. Нельзя заставлять ребёнка расставаться со своей старой, потрёпанной, но памятной игрушкой, которая была его другом на определённом этапе взросления, и теперь вызывает бурю детских воспоминаний. Для таких раритетных вещей создайте «мемориальную коробку», «памятный альбом», «ящик воспоминаний».
- — Каждой вещи свое место. Размер места должен соответствовать количеству вещей. Нельзя смешивать категории вещей; одно место – одна функция, одна разновидность предметов (ящик только для спортинвентаря, полка только для книг). При распределении учитываем безопасность, доступность, логику. Похожие вещи должны располагаться рядом.
- — Нашли – кладём на место! Чтобы этот принцип прижился, приспосабливаем для предметов красивые, удобные ёмкости (ящики, навесные карманы, пластиковые контейнеры, корзины). В этом деле можно проявить и креативность, например, создать своими руками небольшой гамак и разместить на нём мягкие игрушки. А чтобы малыш не забывал, где какие вещи должны лежать, подпишите, а лучше наклейте картинки в тематике на корзинах, ёмкостях, полках.
- — Поддерживаем текущий порядок. Здесь родители могут прибегнуть к довольно нестандартным методам. Во-первых, о том, что на сегодня запланирована уборка, ребёнок должен узнать за 10-20 минут до её начала. Во-вторых, можно всё обернуть в игру или привнести в процесс уборки некую «изюминку». Примеры:
- • Пусть ребёнок сфотографирует свою комнату «до» и «после» уборки;
- • Вводим соревновательный момент, убираемся на время, «на спор», «пока не закончится песня»;
- • «Обзываем» уборку «лягушкой», и определяем награду для ребёнка, которую он получит, если исправно, без напоминаний будет «кушать лягушек» в течение недели;
- • Надеваем на корзину для бумаг обруч и используем «спортинвентарь» для ликвидации мусора и тренировки ловкости.
- — «Ура, я супер!», воскликнет ваш ребёнок, когда увидит результат своего труда и получит в процессе уборки позитивные эмоции!