Воспитание детей: если ребёнок застенчив и нерешителен
К чему может привести отсутствие у ребёнка навыков общения? Как помочь застенчивому ребёнку? Какие рекомендации вы можете дать своему ребёнку, который подвергается насмешкам со стороны сверстников?
Застенчивым детям присущ страх, который они испытывают перед публичным выступлением, а также в ситуациях, когда от них требуется продемонстрировать «у всех на виду» какое-либо умение, приобретённый навык, а они в свою очередь боятся сделать это неловко, неумело (например, отвечая на уроке, играя со сверстниками, участвуя в спортивном мероприятии и так далее).
Взрослые, которые взаимодействуют с такими детьми, отмечают у них добросовестность в выполнении каких-либо заданий, скромность, сдержанность, а также излишнюю самокритичность. Мысленно они часто обращаются к мнениям, ранее высказанным окружающими (обычно нелестным, неодобрительным), при этом не акцентируются на том, что смысл подобных фраз зачастую не обоснован, преувеличен.
Как следствие подобных переживаний по поводу «несоответствия» чужим ожиданиям — появление страха перед тем, что окружающие подумают плохо. Робкие дети:
- — не стремятся становиться инициаторами чего-либо (чаще бездействуют),
- — практически не бывают замечены в совместных играх со сверстниками,
- — не могут первыми решиться вступить в диалог с незнакомыми ребятами с целью познакомиться.
Даже если взрослые создают ситуации, когда робким деткам «поступает» предложение участия в коллективной игре, они стойко сопротивляются этому. И хотя сверстники со временем начинают считать их немного странноватыми и «нелюдимыми», застенчивые ребята на самом деле могут выстраивать дружеские отношения, и постоянно испытывают непреодолимое желание общаться, но страх оказаться в затруднительном положении мешает им демонстрировать свои коммуникативные навыки.
Подобное поведение может привести к тому, что дети перестанут проявлять детскую активность, выражающуюся в знакомстве с другими ребятами, участии в совместной деятельности. Длительное нахождение ребёнка в таком состоянии (на протяжении нескольких лет), сокращает время, отведённое на тренировку и обретение жизненно важных навыков общения.
Итог всему:
- — полное изолирование от детского коллектива (так как число успешных контактов с другими ребятами резко сокращается);
- — ребёнок попадает в замкнутый круг: в силу своей застенчивости он мало контактирует со сверстниками, в результате социальные навыки перестают развиваться и всё труднее становится взаимодействовать с окружающими, это приводит к дальнейшему сокращению числа контактов;
- — личность застенчивого ребёнка остаётся закрытой и нереализованной;
- — жизненная энергия растрачивается неправильно: ребёнок не совершает поступки, не ставит перед собой целей, но занимается переживаниями, во всём видит свою вину, критикует и обвиняет себя (развивается комплекс неполноценности).
Содержание статьи:
Как помочь ребёнку?
- Главная задача родителей – совершенствовать навык общения у застенчивого ребёнка. А начинать надо с установления близких и доверительных отношений в семье; больше слушайте своего ребёнка (пусть он рассказывает вам о своих проблемах) и давайте ему высказываться. Укрепляйте его самооценку, для этого перестаньте его сравнивать с другими детьми, ругать за робость и повышать голос, проявляйте уважение (и не важно, что перед вами малыш, а не взрослый человек), и тогда ребёнок (уверенный в том, что его любят и ценят таким, какой н есть) будет более уверенным в себе, не станет бояться, что его высмеют, предадут.
- Дети не столько «страдают» от своей застенчивости, сколько от того, что у них отсутствует определённый социальный навык, помогающий благополучно преодолевать возникающие трудности общения. Если ребёнку предстоит участвовать в спортивной игре, вы накануне можете ознакомиться с её правилами. Так ребёнок легче настроится на игру, включится в неё, сможет обсудить результаты. Сложность заключается в том, что дети обычно предпочитают играть в игры, опирающиеся на неписанные правила, которые придумываются в процессе, осваиваются и обсуждаются по ходу действий. Неосведомлённые взрослые (из лучших побуждений) подталкивают застенчивого малыша в подобную игру и фактически ставят его в неловкое положение (в подобной ситуации обеспечивать вхождение в игру следует под постоянным руководством взрослого). Поэтому проявляйте терпение, вместе с ребёнком подойдите поближе к играющим ребятам, понаблюдайте за ними, пусть ваше чадо освоится, поймёт правила игры, и через некоторое время сам присоединится к детям. Предпринимайте попытки по введению застенчивого ребёнка в игровой процесс, так как подобным образом он получает бесценный опыт коммуникации, и даже если этот контакт будет непродолжительным, ребёнок приобретёт статус «он уже играл с нами», что станет для него начальной «ступенью» для совершенствования коммуникативного навыка, ведь в следующий раз дети его узнают и сами пригласят в свой коллектив.
- Нарабатывайте позитивный опыт общения. Вы можете вначале подружить малыша (наладить общение) с кем-то одним (с ровесником, одноклассником, соседом). Если для ребёнка и этот подход окажется невыполнимым, то перед тем, как налаживать общение с ребятами из класса, он может «потренироваться» с близкими и родственниками, инсценировав наиболее типичные ситуации, процесс дружеского общения. Важно, чтобы во время такого проигрыша вы правильно распределили роли: взрослый должен «превратиться» в менее компетентного и более зависимого собеседника, а ваше чадо должно играть самоуверенного, с богатым коммуникативным опытом, партнёра. В числе тем должны оказаться те, которые интересны, знакомы вашему ребёнку, чтобы он чувствовал себя как в своей тарелке (компьютерные игры, фильмы, модные гаджеты). Постановка сценок из сказки или домашний театр кукол также помогут вам закрепить навык общения.
- Обучите малыша некоторым коммуникативным «хитростям»: как понравиться другому человеку без слов (например, он может поделиться сладостями и игрушками в песочнице), расположить собеседника, но уже словесно (сказать комплимент, подсказать что-либо, привести интересный факт), установить зрительный контакт с людьми (сообщая что-либо, смотреть в глаза и улыбаться).
- Уговорите малыша пригласить к себе в гости нового знакомого, либо предложите ему самому пойти в гости к ребёнку, с которым он смог установить контакт. На выходных побывайте на детском празднике. Так ваш малыш повысит шансы удержать очередное знакомство, и не упустит возможность заполучить близких друзей.
- Во время прогулок во дворе, игры на детской площадке попробуйте понаблюдать за реакцией, действиями своего чада. Давайте ему советы по мере возникновения сложностей; мотивируйте на игры, которые предполагают открытое выражение эмоций (через крики, бег, прыжки, пение).
- Хвалить ребёнка за поступки, в которых он проявил смелость, уверенность, находчивость, решительность (пусть они будут не столь значительными); помните, что ситуации успеха помогаю выработать в себе уверенность.
- Следите за своим стилем общения, и по возможности корректируйте его. Если ваш ребёнок заметит, как вы цените и развиваете дружеские отношения, он захочет последовать вашему примеру. Вы также можете поделиться с ним личным опытом, рассказав как сами смогли преодолеть застенчивость и стали успешными (но делайте это без иронии, требовательность здесь тоже не уместна: «Вот у меня получилось, а ты не сможешь?»).
- Как только вы заметите, что ваше чадо перестало испытывать сложности в общении, беспокоиться и пасовать в ситуации коммуникации с несколькими людьми, предложите ему поучаствовать в каком-либо мероприятии, проходящем в стенах детского сада или школы (попросите нового друга вашего ребёнка как бы невзначай пригласить принять участие в предстоящем событии).
- Полезны будут любые занятия, где ребёнок окажется в составе команды и будет участвовать в соревновании, игровых видах спорта. Но ваше чадо не должно делать это «из-под палки». Лучше если у него будет желание посещать секции, тренировки. Записывая ребёнка в секцию, отдайте предпочтение группе «с нуля», дабы не провоцировать очередную вспышку застенчивости; в противном случае попытка участия может закончиться неудачей (из-за отсутствия навыков), это только усугубит нерешительность ребёнка, неуверенность в своих силах, способностях. Избавиться от чувства неловкости ребёнок сможет, посещая творческие кружки, где рисуют, лепят, мастерят. Дайте ребёнку 10-14 дней, прежде чем он решит, будет ли и дальше заниматься подобным видом деятельности. Чем больше сфер деятельности он освоит, попробует себя в них, тем скорее он перестанет смущаться, почувствует уверенность, свою индивидуальность и начнёт общаться.
У особо чувствительных детей зачастую возникают сложности, вызванные недостаточно развитым самоутверждением: уязвимость перед насмешками и издевательствами со стороны ребят, более активных и агрессивных.
Сложность заключается в том, что дома такие дети демонстрируют открытость, уверенность (так как, по их мнению, они находятся в безопасности), оттого родители могут длительное время и не знать о подобных проблемах.
На пользу таким детям пойдут ролевое проигрывание случаев, где они могут некоторое время побыть знающими, опытными, раскрепощёнными людьми, настоящими лидерами. Вы также можете показать пример поведения уверенного в себе человека (ребёнок с лёгкостью его скопирует).
Позволяйте ребёнку время от времени принимать решения самостоятельно, уважайте его точку зрения, учитывайте его пожелания, так вы сможете сформировать у него уверенность в себе. Избегайте при этом неискренности, фальши (со всей серьёзностью просите совета у своего чада), в противном случае он уловит нотки заигрывания и перестанет вам доверять.
Когда ребёнок изложит своё мнение, остальные члены семьи его должны рассмотреть, обсудить, после чего оно либо утверждается, либо отвергается; в любом случае ребёнку следует дать развёрнутый ответ на его восклицание: «Почему я предложил, а вы отвергли?»
Ребёнок подвергается насмешкам. Что делать?
В ситуации, когда робкий, застенчивый ребёнок становится объектом подколок, ему трудно оставаться (даже притворяться) уверенным.
Не удивляйтесь тому, что ваше чадо в какой-то ситуации вмешается в драку, а в другой – даже не сможет дать достойный отпор в словесной форме. Ребёнок, особенно задиристый, агрессивный, устроен так, что если в момент особенного напряжения он видит, как его оппонент (особенно неуверенный, робкий малыш) отводит взгляд, он воспринимает это на невербальном уровне как сигнал о слабости, что только подстегивает обидчика. Чтобы ваш неуверенный, чувствительный ребёнок избежал этого, поступите следующим образом.
- Посоветуйте ему в споре, очередной словесной перепалке, занять уверенную позу (чтобы он был полный собственного достоинства, следил за осанкой), в результате окружающие будут воспринимать его уже с другой стороны.
- Поясните ребёнку истинную суть вещей. Если его дразнят, значит, у обидчиков есть какие-либо проблемы (не обязательно, что эти люди плохие), просто так, унижая и дразня других, они самоутверждаются. А поскольку на самом деле люди агрессивные зачастую неуверенные в себе, то и группируются по несколько человек, и начинают говорить и делать окружающим неприятные вещи. В очередной раз, когда ваш ребёнок подвергнется насмешкам, напомните ему об этом. Главный совет, который вы можете дать своему чаду – игнорировать задиру и расширять круг друзей, знакомых, благосклонно к нему настроенных.
- Вместе с ребёнком разработайте конкретные словесные ответы – заготовки, которые ему помогут не растеряться в ситуации с негативно настроенными сверстниками. «Домашние заготовки» могут быть разными: пословицы, поговорки, крылатые выражения, высказывания знаменитых личностей, персонажей из известных фильмом, слоганы из рекламы, анекдоты.
- Порекомендуйте ребёнку реагировать на злые выпады менее эмоционально. Поясните, что чем больше он будет злиться, выходить из себя, тем больше будет привлекать к своей персоне внимание со стороны ребят, которые не мыслят своего существования без издевательств над слабыми. Вашему ребёнку поможет чувство юмора, позитивные мысли, демонстративное спокойствие, которые не позволят задирам прибегнуть к унижениям, ведь их «жертва» тогда окажется в невыгодном для них состоянии.
- Не стоит советовать своему ребёнку «не обращать внимание» на забияку. Не каждый сможет уйти от таких ситуаций, пропускать мимо ушей нападки, насмешки, оскорбления. Убедите ребёнка в том, что он должен держать достойный ответ перед обидчиком, победить его в «словесной дуэли», а если надо, то и с помощью кулаков постоять за себя. В жизни не так уж редки случаи, когда надежная дружба начиналась с доброй драки. Ребёнок, принимающий оскорбления, унижения как должное, обычно в классе занимает позицию «подчинения».