Воспитание ребёнка: как научить ребёнка следить за своими вещами?
Причины подобного отношения к вещам, методы развития внимательности
Конечно, материальное – не главное в жизни. Но всё же неприятно, когда ребёнок постоянно что-то теряет, и каждый раз приходится тратиться на покупку вещи взамен. Все вопросы и советы родителей обычно неэффективны и остаются без ответа. Поэтому стоит прислушаться к рекомендациям психологов.
Содержание статьи:
Причины поведения «растеряш»
Прежде всего, родители должны понять причину подобного отношения к вещам. Зачастую это:
- — Невнимательность и несобранность. Дети до 5 лет очень легко переключают своё внимание с одного предмета на другой. Поэтому, если что-то отвлекло малыша, он запросто может забыть свою вещь. И если в дальнейшем он заметит пропажу, то насчёт времени ничего сказать не сможет, потому что в таком возрасте ещё не развито логическое мышление.
- — Излишняя задумчивость. Существуют дети, постоянно погружённые в собственный внутренний мир, который гораздо интереснее реального. Эта черта может сохраниться на всю жизнь. Такие люди по своей природе рассеяны и часто теряют различные вещи.
- — Детские забавы. В коллективе часто практикуется обмен игрушками и прочими предметами (заколками, платочками). Через какое-то время ребёнок уже не может вспомнить, кому что отдал, и как это вернуть.
- — Спешка. Если ребёнка утром в сонном состоянии собирают родители, то он может и не помнить, во что был одет и обут. Особенно поддаются суете медлительные дети. Когда приходится где-то спешить, они акцентируют своё внимание на времени, а не на контроле над вещами.
- — Отсутствие самостоятельности. Если ребёнок не участвует в процессе сборов, то у него просто нет возможности запомнить перечень личных вещей.
- — Чрезмерная занятость. Нередки случаи, когда день ребёнка расписан по минутам из-за посещения различных кружков и секций. В юном возрасте повышенная загруженность опасна для психики, поэтому у ребёнка может сработать защитный механизм в виде появления рассеянности и забывчивости.
- — Отсутствие понятия собственности. Часто наблюдается в многодетных семьях. Малышу с детства прививают мысль о том, что все предметы общие. Поэтому в дальнейшем у ребёнка не возникает необходимости следить за вещами, ведь ими могут пользоваться все окружающие.
Как развить в ребёнке внимательность?
Если случаи пропажи одиночные и случайные, то это не повод бить тревогу. Если же это происходит систематически, то родителям стоит задуматься о решении проблемы.
Ребёнку нужно обязательно втолковать, что каждая его вещь – результат труда родных и близких. Это поможет малышу осознать, почему маму с папой расстраивает, когда он что-либо теряет.
Существуют несложные методы по развитию у детей внимательности:
- — Нанесение на личные вещи ребёнка индивидуальной метки. Это может быть любой узнаваемый логотип, который поможет определить среди множества вещей свои.
- — Ребёнку следует давать в пользование недорогие предметы. Главное для детей – удобство. Стоит также объяснить, что после пропажи дорогой вещи заменить её смогут только более простой и дешёвой.
- — Результат приносит и обучение малыша простым навыкам ухода за вещами. Нужно объяснить, что мокрые перчатки следует класть на батарею, носки – в ботинки, шарф – в рукав куртки. Это поможет ребёнку быстрее ориентироваться в поисках.
- — Собирая ребёнка куда-либо, разумно проговаривать вслух то, что он берёт с собой. После возвращения нужно провести вместе с ним пересчёт.
- — Ребёнок должен осознавать последствия своей рассеянности. На замену утерянной вещи можно взять что-либо старое из имеющегося, или же вовсе оставить без подобного предмета.
- — Не рекомендуется потакать всем желаниям. Это способствует тому, что ребёнок перестаёт ценить вещи, и доставить ему радость покупкой будет очень трудно.
- — Ребёнка следует обучить аккуратности. Он должен знать место для каждой вещи и уметь ухаживать за ними.
- — Полезны и навыки планирования. Чёткий порядок действий и режим дня помогут избежать стрессовых ситуаций и разовьют организованность.
- — Недопустимо ругать детей за пропажу. Следует поговорить с ним и совместно решить, как действовать дальше.
Ребёнку нужно привить понимание последствий своей невнимательности. Это может занять много времени, однако положительные изменения в детях того стоят.
С детства, я считаю, надо развивать у ребёнка привычку прибирать свои вещи, следить за ними, чтобы он запоминал, куда и что положил. Не сразу получится, конечно, так как гиперактивность детей зашкаливает, и им не до того, чтобы наводить порядки. Однако, если подойти к этому правильно, на примере домика игрушек и одежды, у ребёнка будет привычка всё прибирать