Здоровье ребёнка: иппотерапия — влияние на здоровье ребёнка

По коням! – как лошади лечат людей

В своей предыдущей обзорной статье мы в общих чертах рассказали о таком виде лечения как зоотерапия (она же пет-терапия и анималотерапия). Это одно из современных и универсальных направлений в медицине, которое сочетает в себе и соматическую медицину, и психологическую коррекцию и реабилитацию, которая нередко помогает и при весьма серьёзных заболеваниях.

Сегодня мы бы хотели уделить особое внимание такой форме лечения, как иппотерапия, при котором в качестве основного «лечащего средства» используются лошади. Начиная изучать современную пет-терапию, думается, что начинать стоит именно с иппотерапии, поскольку в настоящее время это популярная форма лечения, которая к тому же является более доступной, нежели, например канистерапия.

Итак, сегодня мы рассмотрим психологические и физиологические аспекты лечения лошадьми, а также очертим определённый круг заболеваний, которые с успехом корректируются таким образом.

Содержание статьи:

  1. В общих чертах
  2. Психологические эффекты
  3. Физиологические эффекты
  4. Как лошади помогают детям?
  5. Что будет дальше?

Здоровье ребёнка: иппотерапия - влияние на здоровье ребёнка

В общих чертах

Иппотерапия – метод поддерживающего лечения и реабилитации путём верховой езды и общения с лошадьми. Очевидно, что подобная терапия благоприятно влияет и на физическое состояние человека, и на психологический статус.

Иппотерапия – это не только метод коррекции некоторых невралгических заболеваний, но и просто отличный способ без специфических усилий «встряхнуть» своё тело.

Верховая езда и уход за лошадьми (даже в рамках тренировки) полезна не только при каких-либо патологических явлениях, но и вообще людям офисного стиля жизни. Постоянный недостаток движения, умственные нагрузки и прочие стрессогенные факторы существенно повышают «изношенность» организма. Привычный для многих отдых, вроде выпивки или походов в кинотеатр, безусловно, помогают временно согнать напряжение, но не дают возможности избавиться от него.

Регулярные тренировки или длительные ежедневные прогулки доступны, к сожалению, далеко не всем, хотя подобный способ досуга куда благотворнее вышеупомянутых. И для такого рода людей верховая езда может стать настоящим катарсисом, помогающим не просто убрать на время напряжение, а полностью ликвидировать риск развития дистресса, поскольку иппотерапия является весьма эмоционально ёмким делом.

Плюс в том, что любые сильные эмоции (допустим, гнев на начальство) взаимозаменяемы, поскольку используют одни и те же ресурсы для своего проявления. Гнев легко может замениться вспышкой удовлетворения и детской радости (о которой мы, взрослые, к сожалению, часто забываем), тем самым израсходовав запас негативных переживаний. Конечно, неприятная ситуация на работе от этого не исчезнет, но её стресогенность существенно снизиться.

Однако сегодня мы акцентируем внимание на иппотерапии как средстве для лечения, коррекции и поддержки детей при различных заболеваниях.

Итак, взаимодействие с лошадьми – верховая езда – помогает «расшевелить» тело, благотворно влияет на эмоциональный тонус и предотвращает развитие негативного стресса, а также снижает последствия от последнего. Теперь перейдём к воздействию иппотерапии на человека.

Психологические эффекты

Начнём мы с того, что верховая езда учит нас равноценному и ответственному партнёрству, что объясняется отношениями между лошадью и наездником. Проще говоря, человек здесь является ведомым – он подчинён темпу и ритму скакуна, но в тоже время может регулировать его.

Чувство зависимости, которое в психологии чаще описывается как явление пагубное, в данном случае – тренировка за тренировкой – учит человека сопоставлять свои действия с движением животного. Конечно же, этот опыт со временем кристаллизуется, что в дальнейшем может помочь человеку лучше взаимодействовать с другими людьми. В особенности подобный эффект заметен на детях, подростков из группы риска.

Во время конной прогулки лошадь и человек не просто партнёры – они друзья. И эти отношения строятся на понимании, что неверное или необдуманное решение может причинить боль своему гнедому другу, да и пагубно сказаться на тебе самом. Первый важный эффект – это принятие ответственности за свои действия и ответственность за своего партнёра.

Теперь перечислим первые группы людей, которым будет полезен этот метод лечения:

  • —  агрессивным и вспыльчивым;
  • —  тревожным;
  • —  гиперактивным, активность которых связана с уже названной тревожностью.

Чувство ответственности за себя и лошадь, которое нарастает на каждой тренировке, помогает обрести спокойствие для этих групп людей. Пытливые читатели заметили, что эти четыре свойства зачастую обнаруживаются у детей и в частности – у младших подростков.

Безусловно полезной иппотерапия будет для детей с заболеваниями ЦНС и в общем неврологического происхождения:

  • синдром Дауна;
  • — полиомелит;
  • — болезнь Дюшена;
  • — некоторых сенсорных расстройствах.

Особого внимания заслуживает тема детского аутизма, а также некоторых неврозов (например, астенического). Должен отметить, что сегодня нет достоверных данных об эффективности иппотрепии при аутизме, однако фиксируются некоторые случаи повышения коммуникативных способностей детей-аутистов. Сегодня исследования в этом русле только начинают разворачиваться. Скорее всего, в ближайшее десятилетие мы узнаем какие формы взаимодействия между ребёнком и животным помогают улучшить его социальные навыки.

В тоже время известно, что дети с аутизмом гораздо легче идут на контакт с лошадью, что создаёт базу для того, чтобы этот опыт был перенесён на человеческое общество. К слову, почему лошади вызывают большее доверие у аутичных детей, чем взрослые? Точного ответа нет, но мне представляется, что загадка здесь в том, что мир взрослых очень навязчиво вторгается в жизнь ребёнка.

Навязывание контактов и искусственной общительности отпугивает таких детей ещё больше, а вот лошади, несмотря на то, что могут проявлять интерес к человеку и своеобразно общаться с ним – делают это только в ответ на действия ребёнка. Получается, что здесь ребёнок сам инициирует общение и получает релевантный и безопасный для его мира ответ.

Для просто молчаливых и замкнутых подростков взаимодействие с лошадьми становится важным связующим звеном между своим внутренним миром, внешней реальностью и миром взрослых.

  1. Во-первых, так обнаруживаются общие интересы в поколениях отцов и детей,
  2. Во-вторых, зачастую посещение ипподрома одобряется родителями и,
  3. В-третьих, самое важное здесь – это чувство равенства.

Для многих подростков это весьма важно, поскольку невротическое навязывание родителями идеи, что «взрослый – значит мудрый (всегда прав)» откровенно раздражает детей. А когда они сталкиваются с ситуацией, что это утверждение – обман, что оно не универсально и не всегда оправдано, то приходиться заменять его чем-то. В лучшем случае – отношениями сотрудничества, в худшем – противопоставлением и девиантным поведением с агрессией. И иппотерапия здесь – это и профилактика, и коррекция таких убеждений.

Физиологические эффекты

Сразу отметим, что этот раздел статьи написан при консультации врача общей практики и заядлой посетительнице ипподрома, поэтому автор материала, как психолог, не может точно подтвердить или опровергнуть эти данные.

Итак, первое, в чём сошлись мнениями два специалиста – это то, что верховая езда не является пассивным развлечением, а представляет собой целый комплекс разнообразных движений. При езде верхом человек находиться в неустойчивом положении, что приводит к необходимости постоянно балансировать, хотя микродвижения обычно не осознаются.

Подобный эффект полезен для детей с ДЦП, а также с нарушениями по типу раскоординации автоматических движений. Более того, до 115-120 импульсов кинетической энергии за минуту, что является своеобразным массажем для опорно-двигательной системы и систем внутренних органов.

Стоит оговориться, что при травмах позвонка езда должна быть максимально медленной и плавной, но лучше, разумеется, дождаться полного заживления места травмы, а уже после переходить к двигательным тренировкам.

Второй важный эффект – это тонизация всех групп мышц, отвечающих за прямохождение и удерживание позы. Таким образом, сочетания сокращения-расслабления мышц увеличивает кровоток, при этом, не сильно нагружая организм. Это важно для восстановления после тяжёлых травм с нарушением двигательных функций, а также крайне полезно в целях ускорения реабилитации.

К тому же многие люди после перенесённых операций, в особенности после утраты полноценной работоспособности органа, сталкиваются с психологическими сложностями по типу депрессии и уныния. Взаимодействие и общение с лошадьми является превентивной мерой по предотвращению развития полноценной клинической картины депрессии. Это в особенности важно для подростков, которые вынуждены столкнуться с фактом, что теперь их функционал ограничен. Есть реальные данные (Норвегия), показывающие, что иппотерапия помогает предотвратить суициды среди подростков с травмами опорно-двигательного аппарата.

Активация мышц спины и живота во время езды помогает правильно выдерживать линию позвонка, что полезно и при хронических заболеваниях позвоночника. Безусловно, езда не уберёт причины заболевания, но справиться с некоторыми видами болевых синдромов поможет.

Также стоит отметить, что иппотерапии в движения привносится третья направляющая. При ходьбе мы совершаем движения лишь вперёд и назад, а также вправо и влево. Верховая езда дополняет эту пару движениями вверх и вниз, причём эти движения ритмичны.

Конечно, нельзя однозначно сказать, насколько эти движения стимулируют организм на уровне физиологии, но вот для нашего мозга – это приятное дополнение. Мелкие и ритмичные движения (постукивания пальцами, например) доставляют удовольствие организму, что приводит повышению концентрации «гормонов радости» и, соответственно, благоприятно влияют на уровень стресса человека.

Как лошади помогают детям?

Здесь речь пойдёт о детях с ДЦП и аутизмом. Как мы говорили, споры по поводу эффективности иппотерапии при аутизме в самом разгаре, однако положительный опыт в этом направлении уже существует.

У многих детей-аутистов серьёзно затруднена социальная адаптация, а навыки общения и взаимодействия не сформированы. Связано это зачастую с тем, что внутренний мир ребёнка предоставляет ему все необходимые для удовлетворения переживания, и ему нет нужды искать что-либо вовне. При этом попытка вывести ребёнка из такого стазиса воспринимается им как акт агрессии. Отсюда возникают громкий плач, иногда агрессия и различные стереотипные действия, которые хоть как-то успокаивают ребёнка.

Естественно, такой негативный опыт погружает ребёнка ещё глубже в мир фантазий. А вот контакт с лошадьми, даже не обязательно езда (на первых этапах она может вообще пугать ребёнка!), помогает малышу установить управляемый и ненавязчивый контакт с не критикующим его существом.

Важно, что не нарушается чувство собственной безопасности и со временем ребёнок начинает «приоткрывать» для себя нового друга. Первые контакты могут напоминать стереотипные действия, поглаживания в определённой части тела лошади. Со временем действия начинают, как бы разворачиваться, к стереотипным движениям присоединяется что-то новое и ребёнок понемногу выходит из привычного состояния.

Важно не мешать, не пытаться ускорить этот момент, но при этом, ни при каких условиях нельзя оставлять ребёнка без присмотра по понятным причинам. Подобное общение с лошадью помогает ребёнку приоткрыть свои переживания для внешнего мира, что помогает ему более доверительно относиться к миру в целом. Более того, это увеличивает шансы на установление тёплых отношений с другими детьми.

В тоже время, если аутизм сопровождается «немотой» ребёнка, общение с лошадьми может стать отличным стартом для развития вербальных навыков коммуникации, а также улучшению навыков речи, если последние развиваются с запозданием

При ДЦП преимущества иппотерапии более очевидны, чем при аутизме. Как известно, преодоление этого недуга во многом связано с долгими, монотонными и откровенно надоедающими тренировками. В особенности болезненно это переносят дети. И у верховой езды есть отличное преимущество – она не может надоесть даже при всей своей монотонности.

Разнонаправленные движения, которые с регулярностью чередуются при верховой езде, помогают ребёнку осознать и научиться регулировать мышечный тонус, что способствует обретению правильных двигательных умений. А необходимость выпрямлять туловище и балансировать является серьёзным инструментом в развитии чувства равновесия и позы. В некоторых случаях двигательное развитие может достигать практически нормального.

Однако обретённые навыки произвольного контроля над мышечным тонусом могут угасать, а мышечный тонус снова повышаться до ненормального уровня, если надолго прервать реабилитационные занятия. Безусловно, подобные тренировки требуют терпения, как со стороны ребёнка, так и со стороны его родителей. В общем и целом – иппотерапия увеличивает возможности двигательной активности у детей с ДЦП.

Что будет дальше?

Итак, эту статью мы посвятили целиком и полностью одному из основных видов пет-терапии: лечению и коррекции при помощи занятий с лошадьми. Надеемся, этот материал был полезен и интересен для наших читателей. Главное, на что мы обратим внимание – каждый случай уникален и индивидуален, будь то рабочий стресс взрослого или заболевания ребёнка. Главное в процессе преодоления – не упускать из виду конечную цель и желаемый результат.

Ну а дальше нас ждёт увлекательное путешествие в мир лечения дельфинотерапией и канистерапией. В последующих статьях мы расскажем о том, как «это работает» и при каких заболеваниях показаны те или иные виды лечения. Оставайтесь с нами и задавайте вопросы, до скорых встреч!

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
2 комментария к этой записи

    Подскажите, пожалуйста, с какого возраста рекомендуется иппотерапия. Нам года, диагноз спастическая диплегия, по словам врачей в достаточно легкой форме. На данный момент устойчиво не сидим, не ходим

    Здравствуйте!

    Проводить базовые сеансы иппотерапии можно с 2-3 лет, однако важно, чтобы тренер действительно был очень внимательным. Далее все зависит от прогресса. Безусловно, иппотерапия не должна исключать и других методов лечения, а также домашних занятий по развитию позы и походки.

    С наилучшими пожеланиями,
    Борисов Олег

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.