Здоровье ребёнка: канистерапия — влияние на детское здоровье

Доктор пёс для детей и взрослых

Мы вновь возвращаемся к теме пет-терапии, и в этот раз перед нами стоит задача разобраться в сути канистерапии – целебном использовании собак. Ранее мы говорили об иппотерапии и об особенностях её использования, которые, к слову, в большей степени касаются реабилитационных возможностей для детей с ДЦП и людей с травмами опорно-двигательного аппарата.

Различные виды психологической патологии – вроде страхов, агрессии, замкнутости и тревожности – в иппотерапии являются скорее «вторым эшелоном» для лечения.

В канистерапии всё прямо наоборот. Лечение собаками применяется при большом спектре социальных, психологических и поведенческих проблем. Назовём некоторые из них:

  1. аутистичные расстройства;
  2. агрессия;
  3. тревожность;
  4. зависимости (в том числе – химические);
  5. депрессии;
  6. суицидальные риски;
  7. проблемы мотивации;
  8. гиперактивность и проблемы с вниманием.

Более того, канистерапия используется в целях поддержания неизлечимо больных детей (и взрослых). Итак, теперь о самой терапии.

Содержание статьи:

  1. Цена популярности
  2. Как это работает?
  3. Как выглядит сеанс неспецифической терапии
  4. О заболеваниях и лечении
  5. Аутистические расстройства
  6. Депрессивные состояния
  7. Зависимости и асоциальное поведение
  8. Дети с ДЦП
  9. Этическая сторона вопроса
  10. Заключение

Здоровье ребёнка: канистерапия - влияние на детское здоровье

Цена популярности

Начиная с 2010 года, канистерапия большими темпами набирает популярность в среде психотерапевтов, дефектологов и психиатров. Повальное увлечение новыми веяньями в терапии зачастую сказывается на качестве самого процесса, а доморощенные специалисты нередко дискредитируют своими действиями этот метод лечения.

Отметим, что использование собак в целях лечения не сводится к простой дрессировке, о чём забывают некоторые «специалисты». Обучение собак – это важный процесс, но это всего лишь дополнение к основным (и самым ценным!) качествам собаки:

  • — её преданности,
  • — терпению,
  • — эмоциональности и общительности.

Поэтому при обычных кинологических центрах не может быть профессиональных центров лечения, если они не основаны на базе сотрудничества с клиниками и специальными заведениями.

Итак, собака – это не панацея от всего и не чудодейственное средство. Канистерапия требует и от клиентов, и от животных, и от специалистов больших усилий для достижения результата.

Как это работает?

Когда я сажусь рядом со своей собакой и вдыхаю запах её шерсти, я чувствую, как этот запах растекается по моим венам и всё моё тело расслабляется. Я погружаюсь в состояние полного покоя и счастья. Внешний мир и все мои заботы исчезают, словно их не было.

Многие собаководы знают, какое успокоение приносит встреча со своим питомцем после рабочего дня. Для многих – это единственная отдушина. Мой знакомы (автора статьи) – заядлый собачник – описывает своё состояние при общении с животным весьма метафорично: «умиротворение заполняет моё тело». И это верное замечание, ведь собаки с невероятным теплом относятся к своим хозяевам, а специально обученные животные – вообще любят людей.

В практике моей коллеги встречался случай, когда мужчину, потерявшего жену у мужа от самоубийства спасла лишь его собака. Просто потому что она была всегда рядом – как верный товарищ. Безусловно, это не канистерапевтическая заслуга, однако это показательный пример того, что собаки обладают практически неограниченным потенциалом психологической поддержки для человека.

Согласно гипотезе биофилии (автор – Эдвард Уилсон), наша любовь к живому и природе присутствует в нас на генетическом уровне. А, как известно, приятные переживания способствуют повышению эффективности лечения и делают процесс выздоровления более мягким и быстрым. Таким образом, один вид заинтересованной в вас собаки пробуждает в нас приятные чувства. И при этом – чем более эмпатичен человек, чем тоньше он способен различать состояния других, тем больший эффект окажет на него животное.

Поэтому важно, чтобы на сеансе собака была в «хорошем расположении духа». Четвероногие терапевты тоже устают, нуждаются в отдыхе и игре. Почему это так важно? И собаки, и люди умеют тонко различать эмоциональные состояния других. Недавние эксперименты показали, что люди весьма неплохо ориентируются в состояниях животных (испытуемым демонстрировались фотографии животных, и они должны были угадать его эмоциональное состояние). Такая способность к различительству заложена в нас на уровне физиологии: в мозгу существуют так называемые зеркальные нейроны, однако из функций которых – восприятие и передача действий и состояний других живых существ. Они играют важнейшую роль для установления контакта и между людьми, и между человеком и животным.

И чем тоньше настройка таких нейронных систем, тем выше способность к «чувствованию» состояний других. У людей и собак по уровню развития эти нейроны весьма схожи, что обуславливает хорошее понимание друг друга на уровне эмоций. Именно поэтому хорошо выстроенный сеанс канистерапии приводит к улучшению состояния человека: собаки как бы «настраиваются» на нашу волну и помогают нам справиться с нашими переживаниями. Примечательно, что подобное происходит и в собачьих стаях – вожаки успокаивают своих сородичей, если те напуганы или нервничают.

Как выглядит сеанс неспецифической терапии

Типичный сеанс терапии – это набор из специальных упражнений для совместного выполнения собаки с клиентом. Как правило, каждая группа упражнений ориентирована на решение какой-то конкретной прикладной задачи.

Неспецифическая (ненаправленная) форма терапии заключается в том, что собака помещается в привычную для больного среду, где она уже одним своим присутствием способствует улучшению психоэмоционального состояния человека. В тоже время такое лечение должно быть полностью одобрено всеми членами семьи – и это важно, потому что последние исследования показали, что около 40% семей с внедрённой собакой начинали испытывать дополнительный стресс, что замедляло процесс выздоровления.

Во многом эффективность такого метода связана с общим эмоциональным фоном семьи. Рекомендации завести собаку в семье, где уже есть проблемы социально-психологического характера – непрофессиональны. Как мы уже говорили, собаки очень тонко различают наши состояния, а помещенные в неблагоприятную среду они сами в итоге становятся носителями проблемных моментов.

О заболеваниях и лечении

Итак, пришло время обсудить заболевания, которые корректируются при помощи канистерапии. Поскольку мы ориентируемся на психологические проблемы, в основном мы будем описывать именно их.

Также отметим, что мы будем опираться на опыт канистерапии с детьми, однако всё нижеизложенное справедливо и для взрослых людей.

Аутистические расстройства

Сегодня это распространённая проблема, но опыт работы с аутичными детьми – хоть и не подтвержден в строгих экспериментах – показывает, что канистерапия может в сжатые сроки помочь ребёнку адаптироваться в обществе. Это справедливо для детей до младшего школьного возраста, затем лечение будет проходить несколько сложнее.

Автору известны случаи, когда в пределах полугода дети с различными диагнозами аутизма начинали проявлять высокую для них социальную активность после регулярных занятий с собаками. Более того, некоторые дети начинают идти на вербальный контакт, а ведь речь при аутизме развивается с задержкой. Также стоит отметить, что взаимодействие с животным является позитивным опытом отношений с внешним миром – а это залог для развития социальной заинтересованности и ориентации на отношения.

Депрессивные состояния

Здесь речь идёт уже о подростках и взрослых. По самым разным причинам мы можем оказаться в пучине разочарований. И собаки здесь являются отличными проводниками к приятным эмоциям.

Во-первых, эти животные подстраиваются под состояние человека и постепенно помогают прийти в себя. Животные искренне радуются каждой встрече и тем самым помогают приглушить симптомы уныния. Более того, нередко у подростков развивается чувство ответственности за животное: собака рада встрече, а разочаровывать её не очень-то хочется. Постепенно подобная логика переходит в привязанность, а совместные занятия начинают давать свой результат.

Зависимости и асоциальное поведение

Собаки как терапевты используются и в лечении зависимостей. Их особая роль в наркологических клиниках связана с тем, что подострые состояния больных (период после сильной «ломки») делают их уязвимыми перед возвращением к своему пагубному пристрастию. Уход и общение с собакой в таком случае становится мерой ответственности для пациента, что помогает ему отвлекаться от ещё неугасшей тяги к наркотикам.

Эффективность канистерапии в лечении зависимостей проверена временем. Ещё до того, как психокоррекция с применением собак стала официальным видом терапии, она уже использовалась интуитивно. Пример тому – приюты-питомники для беспризорников в 40-ых годах, где малолетние преступники занимались с собаками. Об эффективности можно судить по развитости кинологической службы в СССР.

Также собаки помогают уменьшить уровень ситуативной агрессии у жестоких подростков, а также помочь им научиться контролировать свои агрессивные импульсы. Нередко именно собаки показывают детям, что далеко не всегда агрессия является оптимальным способом разрешения конфликтной ситуации.

Дети с ДЦП

Если иппотерапия является для детей с ДЦП в большей степени физическим инструментом преодоления недуга (тренировка мышц), то канистерапия – это мощнейший мотиватор для развития своих навыков. Дети с интересом относятся к собакам, а чтобы поспеть за ними – надо двигаться и двигаться быстро. Это серьёзный толчок к тому, чтобы скучные упражнения превратились в интересную игру.

Более того, собаки нередко выступают опорой для детей с проблемами ходьбы – они помогают им подняться, правильно стоять и ходить. А что самое важное – собаки не оценивают ребёнка и это крайне ускоряет лечение.

Приведём пример. Допустим, врач ставит перед ребёнком задачу сжать руку в кулак (развитие хватательного движения) и в зависимости от результата хвалит ребёнка, либо просит сделать это ещё раз. Ребёнок чувствует, что от него чего-то хотят и что его оценивают – это стрессор, который очень замедляет процесс обучения.

С собаками всё проще – никто не просит и не требует от ребёнка абсолютно ничего. Просто играть с псом и…бросать ему мяч. С каждым разом ребёнок начинает делать это лучше, а что самое важно – ему это нравится. Так что в некоторых упражнениях собака – лучшая альтернатива медику в белом халате.

Этическая сторона вопроса

Как психолог автор статьи обязан затронуть проблему этичности метода канистерапии. Да и просто как здравомыслящий человек – как и наш читатель – я не должен допускать использование животных во благо человека в ущерб им самим.

К сожалению, в последнее время обучение собак-терапевтов пытаются превратить в конвеерное. Это понятно – медицина это прибыльный бизнес. Хорошо, когда промышленные питомники соответствуют всем требованиям и нормам. Но, к сожалению, существуют и организации, предлагающие сделать собаку терапевтом, несмотря на её породу и характер. Что ещё хуже – многие владельцы собак, подчиняясь веяньям моды, готовы платить за такое сомнительное обучение круглые суммы.

Далеко не каждая собака может стать хорошим терапевтом. Это строгий и жёсткий отбор, базовый принцип которого – не навреди.

Дело усугубляет ещё и тот факт, что кинология до сих пор находится под гнётом предрассудков пятидесятилетней давности, и специалисты, обученные в этой обстановке, зачастую не способны даже обучить собаку-компаньона простым навыкам, не искалечив ей психику — не говоря уже о том, чтобы воспитать высококвалифицированного терапевта.

В результате многие кандидаты на роль терапевтов отбраковываются и вместо рабочего места получают смертельный укол.
Более того, многие такие «специалисты» используют далеко не самые гуманные методы тренировки собак. Многие не способны сформировать даже базовые умения у собаки, не навредив ей, так что не стоит говорить о терапевтических навыках у таких собак. Соответственно, процесс обучения превращается не в подбор лучших, а отсеивание худших, что нередко заканчивается эвтаназией «брака».

Заключение

Итак, подведём основные итоги. Канистерапия – это рабочий метод для коррекции неблагоприятных состояний и преодоления некоторых заболеваний. В тоже время не стоит уповать на канистерапию как на панацею от всех болячек.

Лечебная работа с собаками поможет восстановить психоэмоциональное равновесие и будет способствовать повышению навыков эмпатии, а как следствие – косвенно способствовать развитию и навыков общения.

В дальнейшем мы рассмотрим такой вид лечения, как дельфинотерапия, а после начнём рассказывать о каждом из видов пет-терапии подробно: о породах собак, местах проведения, ценах, отзывах и результатах.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.